Военная тайна пл «ярославля»

Есть у подводников одна песня про усталую подлодку, которая из глубины идет домой. Подводная лодка «Ярославль» вряд ли когда-нибудь придет в Ярославль. Теоретически это очень даже возможно. Глубина волжского фарватера позволяет. Вот была бы картина: всплывает посередине реки, в районе речного вокзала, некое судно черного цвета, с характерной рубкой и бочкообразным корпусом и подходит к причалу, становясь бок о бок с туристическим теплоходом, доверху набитым отдыхающими. На всех палубах начинается легкая паника, пока не становится виден именной знак лодки, где медведь с секирой на фоне двуглавого орла и Андреевского флага, а на боку рубки название корабля — «Ярославль»…

КРАСКА И ТРУСЫ В ПОЛЯРНЫЙ Лодка эта стоит у боевого причала Екатерининской бухты в военном городке Полярном, что по карте прямо над Мурманском. Здесь северный рубеж России. Земля кончается — дальше только суровое Баренцево море. Дизельные подводные лодки Северного флота из походов возвращаются сюда. Здесь их дом. Четвертого ноября представительная делегация из Ярославля во главе с мэром Виктором Волончунасом поднялась на борт подводной лодки, носящей имя города. Повод для визита был. Далеко стоящий от моря Ярославль уже 60 лет шефствует над подводниками. В годы Великой Отечественной войны жители области по крохам собрали средства на строительство подводной лодки «Ярославский комсомолец». Военных в нашем крае не перестали уважать даже в ту пору, когда человека в форме не лягнул только ленивый политикан. За последние год-полтора на улучшение социально-бытовых условий личного состава ПЛ «Ярославль» в Полярный были направлены сотни килограммов краски для ремонта казармы, одежда и белье, вплоть до трусов, несколько телевизоров, мячи и гантели, и даже коробки сигарет. В последний раз мэрия оказала морякам помощь на сумму два миллиона рублей, из них 600 тысяч — доля предприятий города: «Холодмаша», «Лакокраски», «Ярнефтехимстроя» и других. Вот ярославцы и отправились в Полярный, чтобы посмотреть, во что денежки вбуханы. В понедельник, 4 ноября, спозаранку делегацию поджидал в Туношне пассажирский самолет АН-24. Летчики прогрели оба двигателя — машина двухмоторная, винтовая, и в 6-00 самолет с ревом вырулил на взлетную полосу. За время короткого разбега в голове пронеслись разные мысли по поводу того, что железо тяжелей воздуха, что рожденный ползать…, что на фиг это надо. Ощущение подхваченной ураганом щепки. В иллюминатор было видно, как шасси оторвались от бетона и самолет стал набирать высоту. За бортом темнота — глаз выколи, а высота — лучше и не думать. Перед тем как спуститься под воду, предстояло подняться на пять с лишним километров ввысь. Мурманская земля встретила ясным небом. Под крылом в разрывах облаков виднелись посеревшие леса, снег, блестящие льдом озера. Их на Кольском полуострове несколько сотен. Позади расстояние в полторы тысячи километров, покрытое за четыре часа полета. Самолет начал снижаться. Потянулись покрытые редколесьем каменные холмы сопок. Наконец мягкая посадка в местечке Мурмаши. Это уже Мурманск, о чем извещает надпись на здании аэровокзала. При встрече командующий Северным флотом адмирал Геннадий Сучков приветствовал ярославцев как старых знакомых. Здесь уже кругом снег, но погода не холодней, чем в Ярославле. Город стоит на сопках и сильно вытянут вдоль залива. Панельная застройка двадцатилетней давности напоминает кварталы Брагина. В центре громоздятся тяжеловесные здания сталинской эпохи. Многоэтажный дом из серого камня с надписью наверху «Техническая библиотека» вызывает уважение. Попадаются на глаза знакомые каракули любителей расписаться на стене баллончиком с краской. А нас уже ждут у губернатора Юрия Евдокимова. ДЛИННАЯ РУКА МУРМАНСКА КРЕПЧАЕТ Губернатор Мурманской области поблагодарил ярославцев за помощь флоту. Порадовался, что возрождаем славную традицию опеки подводников. Добрым словом помянул политику «длинной руки». Это чтобы нашим недругам неповадно было. Всплывает, допустим, наша лодка на другом конце Тихого океана, и там уже не чувствуют себя в безопасности, сразу же уважать начинают, становятся покладистей. Тут же губернатор стал агитировать за вступление в «Ассоциацию шефства над Северным флотом». Эта молодая организация набирает силу. Сам Юрий Евдокимов является ее лидером и духовным наставником. За три года ассоциация взяла под свое крыло 100 кораблей. Морякам оказана помощь на сумму 20 миллионов рублей и отпущено более 800 тонн груза. «Это уже мощная структура, которую со счетов не скинешь», — заметил Юрий Алексеевич. Пока ярославцы вносят свою лепту по собственной инициативе, напрямую общаясь с экипажем подводной лодки. Подрядчиков для ремонта казарм тоже нашли без особого труда — были бы деньги. Возможно, вступление в ассоциацию станет интересно для нас по соображениям более тесного контакта двух наших регионов. МИЛЛИОНЫ ВИКИНГОВ Мурманский край богат не только рыбой. В Баренцевом море кроме трески и семги изыскатели обнаружили крупнейшее месторождение нефти. Хоть сегодня начинай качать и отправлять прямо за границу. Благо она под боком. Норвегия заплатит золотом. И уже платит. По словам губернатора, в диалогах с иностранцами северяне особо не стесняются и прямо заявляют, что, мол, если у нас жахнет (на Кольском полуострове с его бывшими ядерными полигонами есть чему жахать), то вам мало не покажется. Потомки викингов верят и согласны выделить 40 миллионов долларов на реабилитацию земель полуострова. Ведь самим позже придется здесь разгуливать. Зараженную радиацией почву вывозят в Челябинск, где, очевидно, с ней знают что делать. А на Кольском полуострове ожидается бум по добыче газа и нефти. Этого добра здесь столько, что хватит не на одно столетие. Норвежцы верят, они попробовали внедриться в наши залежи по касательной — дорого, конечно, и не совсем корректно — так у них сразу разгорелся аппетит. Готовы сотрудничать, заключать договоры, прийти и добывать напрямую. У ярославцев тоже имеется свой интерес. Ведь для разработки шельфов потребуются металлоконструкции, стойкая к морской воде краска, да мало ли что еще. Потому наши промышленники сразу же навострились и заерзали в креслах. Поведал Юрий Евдокимов невеселую историю кольской сверхглубокой скважины. Похоже, в Америку мы не скоро дырочку просверлим. На сегодня дело заглохло. Бурильщики дошли до отметки 12 тысяч 400 метров. Кроме ученых исследований там ведутся какие-то промышленные разработки, что позволяет говорить о скважине в настоящем времени. Иначе это был бы еще один памятник ушедшей эпохи рекордов ради рекордов. ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ «ЛЕНИН» Город Полярный находится по ту сторону залива. Прежде пришлось пересечь весь Мурманск. По пути заехали на знаменитую сопку, на которой стоит «Алеша», бетонная фигура, изображающая воина в шинели и с автоматом через плечо — памятник защитникам Севера в годы Великой Отечественной. Отсюда город как на ладони. Отсюда велись репортажи о погибшем «Курске». Развороченный взрывом атомоход стоял неподалеку от этого места, в Ведяеве. Сопровождавший прессу заместитель командира бригады подводных лодок капитан 2-го ранга Игорь Шавров коротко прокомментировал: мол, мы знаем, что нас не спасут. Подводники не питают иллюзий. В этом заключается высший оптимизм. Когда едешь по противоположному берегу, постоянно видишь мурманские верфи. Громадные портовые краны, вереница причалов и корабли, корабли. Могучие ледоколы стоят на стапелях высоко над водой. Их рубки выкрашены темно-бордовым цветом. Где-то внизу, на воде, затесался ма-а-аленький такой ледокол «Ленин», который советская детвора помнит еще с букваря. Вождю и здесь покоя нет. Корабль отходил все сроки, теперь из него собираются сделать музей. Далеко распростерся по Кольскому заливу авианосец «Адмирал Кузнецов». Здесь он стоит на приколе, а ему бы бороздить какой-нибудь Индийский океан или на худой конец Средиземное море. Так он был задуман, так построен — сплошная вентиляция вместо батарей отопления. На Севере ему только и остается что ржаветь. ГОРНАЯ ЛАВАНДА Военный городок начался для нас со строгой проверки на КПП. Командиров здесь знают в лицо и тем не менее требуют удостоверение. На зданиях казарм краска облупилась, смотрятся они бесхитростно и голо. Игорь Шавров говорит, что режиссер Хотиненко снимает здесь новый сериал о подводниках Великой Отечественной. Натуру искать не надо: в любом месте поставил камеру — и снимай скупые военные будни на берегу. Памятник погибшим подводникам установили, конечно, после победы над врагом. На постаменте отлиты номера лодок, имена командиров. Среди них капитан Ведяев. Здесь все дышит героическим прошлым. Екатерининская бухта, где стоят подлодки, похожа на разлом в земной коре. Глубина сорок метров, голые серые скалы круто уходят в свинцовую воду. Сначала идем в казарму к нашим. Собственно, наших, ярославских, в экипаже из шестидесяти человек только четверо. Мэр надеется, что по соглашению с руководством Северного флота вскоре на лодке половина личного состава будет из Ярославля. В многоэтажной казарме каждый этаж занимает своя воинская часть. За обшарпанными, скособоченными дверями угадывается незатейливый флотский быт. На следующем этаже останавливаемся перед резным входом какого-то офиса. Это и оказалась подшефная часть. Внутри — импортный линолеум «под паркет» и зеркальные потолки. Сверху льются потоки света и отражаются от светлых стен, никеля и фаянса. Гальюн иначе как комнатой для наведения туалета не назовешь. В центре Ярославля за деньги в такой не сходишь. Евроунитазы с кнопочным сливом воды и запахом лаванды. Возможно, даже горной. Если бы из соседней кабинки вышла популярная певица, никто бы из гостей не удивился. «ЛЕНКОНЦЕРТ» ПЕРЕПЛЮНУЛ «ТАТУ» Экипаж выстроился для приветствия. Подводники, как и ожидалось, в основном ребята мелкого калибра. Матросов столько же, сколько мичманов и офицеров. Командующий Кольской флотилией контр-адмирал Владимир Высоцкий и мэр Ярославля Виктор Волончунас долго рассыпались в любезностях. Один благодарил за помощь, говорил, что это морякам козырь в руки, у них еще лодка без имени осталась, а другой давал наказ не уронить знамя ПЛ «Ярославль» и достойно представлять город на флоте. Шире всех улыбался в строю матрос Сергей Желваков. В составе делегации к нему приехала мама — Елена Николаевна. Как и подобает человеку военному, Сергей заверил, что служба идет нормально, на лодке уже плавал, когда перегоняли корабль с завода к месту боевой стоянки. Сейчас опять готовятся в плавание, «отрабатывать физические поля». Глядя на Сергея и его командиров, можно быть уверенным, что поля они отработают как надо. Мама не сводила глаз с сына. Она считает, что с армией им крупно повезло. В это время группа «Ленконцерт» в составе двух симпатичных Лен, поющих песни под гитару, устроила для морячков маленькое шоу. Никаким «Тату» не снилось столько мужского внимания. А когда к дуэту добавила свой голос обтянутая в мини-камуфляж лауреат патриотической песни Галина Голованова, восторгу зрителей не было предела. Они за автографами в очередь стояли. МЭР ВЛЕЗ В ЛЮК Потом командир подводной лодки «Ярославль» капитан 2-го ранга Александр Панченко повел гостей на вверенный ему корабль. В вечерних сумерках лодки тихо жались к причалу. Черные прорезиненные палубы припорошил снег. В настоящее время в бригаде семь дизельных лодок. В годы расцвета СССР их число доходило до 48. Они, конечно, были попроще, но холодную войну удерживали на нужном градусе. ПЛ «Ярославль» 14 лет. Семь из них она провела на боевом дежурстве. Последние два года находилась на ремонте и вот опять готова к выполнению поставленных задач. Наши генеральные и мэр — люди дородные, крупные. Им бы в гренадеры, а не в подводники. Однако вопреки ожиданиям скептиков в люк пролезли все. И даже полазали среди бесчисленных труб, задвижек и манометров. Похоже на узел водопроводной сети, только гораздо теснее. Очень тесно. И очень узко. Говорят, что после первого похода приобретаешь сноровку и, несмотря на габариты, перемещаешься из отсека в отсек со скоростью корабельной крысы и даже не обращаешь внимание на постоянное присутствие в пупке дизельного масла. До сноровки и масла дело не дошло, ярославцы лишь обрели кучу впечатлений. Александр Панченко на вопрос, не трудно ли управлять такой махиной, буднично ответил, дескать, не сложнее чем велосипедом. Фантазия с трудом выдала картину: сижу верхом на ПЛ и кручу педали. Командир бригады подводных лодок капитан 1-го ранга Игорь Васильев утверждает, что у дизельного флота большие резервы. Такая лодка в десять раз дешевле атомной, притом решает схожие задачи. Дизель выгоднее и с позиции экологии. Скопились уже сотни атомоходов, полностью выходивших свой ресурс. Теперь никто не знает, что с ними делать, как утилизировать этот фонящий радиацией металлолом. Игорь Владимирович вспоминает, как полтора года назад лодка, подобная нашей, принимала участие в торжествах, посвященных 100-летию Британского подводного флота. Русские выглядели достойно. На парад в Англию явились 13 кораблей из разных стран мира. Тогда поразила шведская субмарина с двигателем стирлинга. Она может находиться под водой 21 сутки. Сегодня в России тоже имеются похожие разработки кораблей неатомного флота. Мы не собираемся сдавать позиций морской державы. В державном настроении делегация в тот же день вернулась в мурманский аэропорт, и самолет взмыл в сторону Ярославля. Далеко внизу проплывали похожие на глубоководных обитателей скопления городских огоньков. С левого борта повисла объемная люстра северного сияния. На память о Полярном каждый увозил с собой настоящую тельняшку и чувство причастности к военной тайне на самом северном рубеже России, среди скал Екатерининской бухты. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page