Про чистую воду и ржавые трубы

Ярославский водопровод был, конечно, сработан не рабами Рима, но возраст имеет вполне солидный. В феврале 2003 года ему исполнится 120 лет. Общая протяженность водопроводных сетей составляла тогда 5 километров. Вода поступала в водонапорный резервуар емкостью 15 тысяч ведер, который располагался в Знаменской башне, а отсюда распределялась по городу. До 1915 года ярославцы могли себе позволить пить воду, не подвергая ее очистке и обеззараживанию.

РАЗНОЦВЕТНАЯ КОТОРОСЛЬ Известно, что три составляющих здоровья человека — это солнце, воздух и вода. Но если даже на солнце, значительно удаленном от человека, пятна имеются, то что же говорить о воде. Глядя, например, на разноцветный окрас воды в Которосли, невозможно представить, чтобы ее вода могла укреплять наше здоровье. Водопроводные станции — Центральная, Северная и Южная, старшей из которых, Центральной, скоро стукнет 90 лет, младшей, Южной, — 40, как раз и занимаются очисткой речной воды. По словам начальника Центральной лаборатории МП «Ярославльводоканал» Евгения Константиновича Филиппова, который очищает для нас воду более 30 лет, не бывает воды плохой или хорошей, есть вода, соответствующая или не соответствующая санитарным нормам. Около 335 тысяч кубометров воды в сутки проходит через всевозможные фильтры и очистители, прежде чем попасть в наши краны.

Работа нелегкая и год от года легче не становится. Если еще пять лет назад очищать воду из Волги можно было без особых хлопот, ибо имела она наиболее устойчивый состав, а ту гадость, которую мы в нее безжалостно сбрасывали, она находила в себе силы перерабатывать до приличия, то нынче уже и великая русская река стала задыхаться от продуктов нашей бурной жизнедеятельности. Но вот работники водопроводных станций утверждают, что в квартирах свои фильтры для очистки воды они дополнительно не ставят. Вода, прошедшая через их руки, очень даже соответствует статусу питьевой. Качество воды регулируется санитарными нормами и проверяется по 45 показателям. Внешний контроль осуществляет государственный центр санэпиднадзора. На водопроводных станциях «Водоканала» обеспечивается 100-процентная бактериологическая надежность питьевой воды. В отделении гигиены водоснабжения и водопользования городского центра ГСЭН подтверждают, что в последние годы характеристика питьевой воды в резервуарах водопроводных станций значительно улучшилась.

Если в 1994 году больше половины всех проб воды не соответствовали стандартам по цвету, запаху, замутненности, то в прошлом году — лишь 10 процентов. И самое главное — в три раза уменьшилось количество проб, забракованных микробиологами из-за содержания в воде болезнетворных бактерий и вирусов. ПИТЬЕВАЯ РЫЖАЯ С ПЕСОЧКОМ Однако, несмотря на вышеприведенные цифры, не верить которым я не могу, включая дома водопроводный кран частенько, особенно по утрам, не очень-то тянет меня умываться водой, имеющей рыжеватый оттенок. Бывает, что помимо этого неприглядного цвета потечет из крана и песочек. Обыватели, к коим принадлежу и я, в таких случаях начинают клясть работников «Водоканала» за нерадивость. Откуда нам знать, что качество водопроводной воды зависит от нескольких факторов. Одним из них, едва ли не самым главным, является на сегодня даже и не загрязненность естественных водоемов, из которых берется вода, а состояние разводящих водопроводных сетей. Я не случайно упоминала о возрасте наших станций, обеспечивающих качество питьевой воды.

Длина разводящей водопроводной сети выросла нынче с пяти километров до тысячи. Большая ее часть изношена полностью. К тому же имеется много тупиковых направлений, в которых вода, подолгу застаиваясь, приобретает едва ли не цвет пива. Особенно это характерно для районов частной застройки. Проще говоря, трубы, по которым течет в наши дома вода, настолько проржавели изнутри, что даже жалко пускать по ним ту очищенную от вредных примесей воду. Если город и дальше будет так же относиться к своему питьевому запасу, то недалек тот день, когда самыми престижными домами станут те, которые расположены в непосредственной близости от водопроводных станций. Тогда чистая вода не успеет окраситься в ржавый цвет. Для того чтобы начать ремонт водопроводных сооружений, необходимо иметь резервные мощности, коих у «Водоканала» нет. А ДЕНЕГ, КАК ВСЕГДА, НЕТ Исходя из теории, подкрепленной практикой, стальные водопроводные трубы необходимо менять через 10 — 15 лет. Ну а мы меняем лишь тогда, когда нам на голову потечет.

Строительством, реконструкцией своих сооружений и сетей, а также усовершенствованием существующих технологических процессов «Водоканал» занимается постоянно, но объем этих работ всегда определяется финансовыми возможностями. И если в самом неблагоприятном 1993 году на эти цели было направлено немногим более 3 млн. рублей, то в этом году уже израсходовано свыше 130 млн. Но этого, конечно, недостаточно, если учесть то, что дыр с каждым годом становится все больше. Нельзя списывать со счетов и проблемы все большей загрязненности Которосли и Волги. В окрестностях Ярославля, около села Прусова, разведаны большие запасы подземных вод, пригодных для питьевого водоснабжения, и в ближайшем будущем «Водоканал» планирует выполнить технико-экономическое обоснование их использования.

Но освоение этого месторождения потребует строительства водоводов большого диаметра и протяженности, то бишь таких денег, которых в обозримом будущем у города не будет. Для решения этих не только созревших, но и перезревших проблем МП «Ярославльводоканал» обратился за кредитом в Европейский банк реконструкции и развития. Сейчас заканчивается подготовка документов для подписания кредитного соглашения. А чистая вода тем временем продолжает течь по ржавым трубам. На снимке: фильтровальный зал Центральной водопроводной станции.

 

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям