Теневая журналистика — 2

Статья «Теневая журналистика», опубликованная в газете «Золотое кольцо» 30 августа этого года, возымела действие. За последнее время в свет вышло сразу несколько газет, которые раньше по каким-то причинам не выходили. И читатели смогли с ними познакомиться. Для этого они, очевидно, и учреждались.

Но кое-кого публикация обидела. В частности, ООО «Редакция областной газеты «Губернские вести». В письме, адресованном на имя главного редактора «Золотого кольца», сказано: «В газете «Золотое кольцо» N 160 (2908) от 30 августа 2002 года опубликована статья под названием «Теневая журналистика» за подписью Александра Разумова. В статье сообщается следующее: «Улыбку вызывают метаморфозы с газетой «Губернские вести»… Газета с таким названием уже давно не выходит. Но числится. И не только числится, а фактически, не существуя сама, выступает учредителем еще нескольких газет. Таких как «Мой Ярославль», «Ваше здоровье, ярославцы!» и даже едва ли кому знакомой с мудреным названием «Кто есть кто в Ярославской области и за ее пределами». Знают ли об этом сами учредители «Губернских вестей»? Надо полагать, что нет. Потому что едва ли пошли бы на умышленное нарушение закона РФ». Эти сведения не соответствуют действительности и порочат деловую репутацию ООО «Редакция газеты «Губернские вести». Газета «Губернские вести» выходит в свет регулярно. Газета «Губернские вести» не является учредителем газет «Мой Ярославль», «Ваше здоровье, ярославцы!», «Кто есть кто в Ярославской области и за ее пределами». В соответствии со статьей 44 федерального закона «О средствах массовой информации» общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Губернские вести» требует: — в течение 10 дней со дня получения настоящего требования опубликовать опровержение не соответствующих действительности сведений…» Что ж, если в статье «Теневая журналистика» я не считал нужным приводить все сведения, которые соответствуют действительности и на самом деле порочат деловую репутацию ООО «Редакция газеты «Губернские вести», то теперь просто обязан. Итак, о метаморфозах газеты «Губернские вести». Первый номер областной газеты с таким названием вышел 19 августа 1995 года. Вот как предваряло новое печатное издание «Слово к читателям»: «Добрый день! Вы держите в руках первый номер новой областной газеты, созданной по решению нескольких учредителей, в числе которых — правительство и государственная дума Ярославской области. Издание задумано как печатный орган, отражающий точку зрения властных структур. Однако это вовсе не означает, что на страницах газеты не найдется места суждениям и оценкам обычных людей, рядовых граждан. Как раз наоборот! Любая власть сильна прежде всего своим умением вести диалог с народом, слушать и слышать его голос. Поэтому пишите нам, советуйте, спорьте, критикуйте». В этом же номере, давая напутствие новому периодическому изданию, губернатор области Анатолий Лисицын желал: «Хочется только одного: чтобы новая газета была честной в освещении событий, по возможности объективной, а не действовала в интересах отдельных групп». 12 сентября того же, 1995 года был принят закон Ярославской области «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области». Статья 4 этого закона предусматривала, что официальным опубликованием закона Ярославской области, постановления государственной думы Ярославской области, постановления правительства Ярославской области считается первая публикация его полного текста в газете «Губернские вести». Итак, поначалу газета выходила, постоянно освещая жизнь области, отвечала своему предназначению. Но вот год за годом читательский интерес к ней не возрастал. Для увеличения тиража использовался административный ресурс. Уже тогда поговаривали, что на газету заставляли подписываться, подписка шла в так называемом добровольно-принудительном порядке. Но и это не помогало стать газете интересней. Она не смогла конкурировать с другими ежедневными газетами. Несмотря на то что финансовые вливания из областного бюджета на ее издание постоянно возрастали. О неравной конкурентной борьбе на рынке СМИ правление областной журналистской организации еще тогда открыто говорило учредителям. Но замечания воспринимались болезненно. Редакционному коллективу «Губернских вестей» продолжали давать фору в соперничестве с коллегами по перу. Однако популярность «Губернских вестей» катастрофически падала. А главный редактор ничего не смог сделать, чтобы ситуацию переломить. И вот тогда, видимо, родилась идея на фундаменте «Губернских вестей» соорудить три новые газетные постройки. 18 апреля 2000 года Верхне-Волжское межрегиональное управление Министерства печати, телевидения и радио России зарегистрировало новые газеты с названиями «Ваше здоровье, ярославцы!», «Мой Ярославль» и «Кто есть кто в Ярославской области и за ее пределами». Учредителем всех трех изданий оказалось общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Губернские вести». А редактором вновь созданных СМИ стал все тот же Евгений Чеканов. Таким образом, теперь он выступал руководителем четырех изданий, три из которых никакого отношения к решению госдумы области об учреждении областной газеты «Губернские вести» не имеют. Однако у новых газет все тот же юридический адрес, тот же телефон, те же помещения, мебель, технические средства для подготовки газет к печати. Одним словом, немалые бюджетные средства, вложенные в создание материальной базы для издания газеты «Губернские вести», в одночасье перетекли для осуществления нового коммерческого проекта. И если газета «Губернские вести» могла использовать бюджетное финансирование, то вновь созданные самостоятельные коммерческие издания на долю от бюджетного пирога никак не могли рассчитывать. Однако долю эту получили. И получают до сих пор. Вскоре после выхода новых газет «Мой Ярославль» и «Ваше здоровье, ярославцы!» газета «Губернские вести» в том виде, как она задумывалась учредителями, перестала существовать. Она, сохранив название и последовательность порядковых номеров, превратилась в сборник нормативных документов, принятых госдумой и администрацией области. Никакого отношения к понятию «газета» это издание теперь не имеет. Заглянем в любой из имеющихся отечественных и зарубежных справочников и словарей, чтобы убедиться в этом. Вот, например, как трактует это понятие энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: «Газета — … повременное, периодическое, регулярное (от 1 до 7 раз в неделю, а иногда 2 — 3 раза в день) произведение печати, в котором сообщаются новости, происшествия и события текущей политической, общественной, экономической, религиозной, научной, художественной жизни и подвергаются обсуждению более важные из этих событий и связанные с ними вопросы». Все остальные справочные издания исходят из этого толкования. Поэтому в сегодняшнем виде ярославскую областную газету «Губернские вести» газетой никак нельзя назвать и подписывать ее главному редактору, честно говоря, нескромно. Ибо редактировать в этом печатном издании — собрании документов — ничего просто-напросто нельзя. Статус газеты, видимо, оставлен для того, чтобы по-прежнему тянуть к себе бюджетные деньги. Хотя передай эту работу на множительный участок, который есть в администрации области, и подобные сборники документов обходились бы бюджету, а следовательно, и налогоплательщикам, пожалуй, в разы дешевле. Это одна сторона вопроса. Другая заключается в самой регистрации издания. И здесь, к сожалению, ответственные за выпуск сборника документов с громким названием «Ярославская областная газета «Губернские вести» подвели своих учредителей. Видимо, понимая несоответствие названия тому товару, который стал изготавливаться в ООО «Редакция газеты «Губернские вести», газету в начале этого года решили перерегистрировать. Документы о перерегистрации были направлены в Верхне-Волжское межрегиональное территориальное управление Минпечати России. И 27 февраля 2002 года так называемая газета получила новый регистрационный номер, который и нужно было указывать на издании с этого числа. Предыдущая регистрация от 1995 года была отменена. А нужна ли она была, эта перерегистрация? В ст. 12 закона РФ «О средствах массовой информации» записано: «Не требуется регистрация: — средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; — периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров». По двум этим главным признакам любому ясно, что регистрация нынешним «Губернским вестям» не нужна. Тираж ГВ теперь 500 — 600 экземпляров. Так для чего же, спрашивается, было огород городить?! А, очевидно, для того, чтобы, имея статус областной газеты, где среди учредителей администрация и госдума области, иметь возможность получить кусок от бюджетного пирога. Причем самый большой, если сравнивать с другими печатными изданиями области. Вот эти, далеко не все указанные метаморфозы газеты «Губернские вести» и вызывают улыбку. Правда, улыбку горькую. Подобные метаморфозы бросают тень на областную власть.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page