Без хозяина и катер сирота

В конце октября специалисты московской фирмы «Тектоника плюс» очищали от хлама дно Сити и обнаружили буксирный катер. Его вытащили на берег. На изъеденном ржавчиной корпусе сохранился номер 563. Не скрывая волнения, осматривал судно Анатолий Константинович Асонов. Свыше двадцати лет он ходил на этом катере по Сити, сплавляя лес.

АНАТОЛИЙ Константи- нович хорошо запом- нил тот день — 24 октября. Как раз в ту пору были сороковины — поминал он с родственниками свою усопшую супругу. Душа словно открытая рана, а тут ему сообщили о катере. Расчувствовался. Вот и не смог скрыть слез при свидании с ним. Константинычу 77 лет. Но не похож старый морской волк на согбенного старика. Спину держит прямо, походка твердая, без старческого шарканья. Носит тельняшку — непременный атрибут речника. Вот я его назвал морским волком. По каким морям-океанам он ходил? По Рыбинскому морю. Раскинулось оно широко в самом центре Великороссии, заплывешь далеко — берегов не видать. Вдоль и поперек он его пересек. На его глазах уединенное Пошехонье — его родина — стало приморским городом. Было это в 41-м памятном году. Спустя два месяца нагрянула беда. На фронт друг за другом призвали отца, Константина Евгеньевича, и старшего брата Михаила. Анатолий в ту пору учился в Рыбинске, в профтехучилище N 4. По годам для фронта не подходил. Но ведь и война не один год продолжалась. В январе 1943 года пришла очередь ребят 1925 года рождения надеть шинель. Отходил он в ней пять лет. Прошагал фронтовыми дорогами от затянутого дымом пожарищ освобожденного от немцев Орла до берегов Эльбы, где жал руки американцам. Прошел огненные версты без единой царапины. Медаль «За отвагу» — свидетельство тому, что пулям и осколкам рядовой связист Асонов не кланялся. Свистели они возле самого уха, однажды пулей отшибло каблук на сапоге. На излете войны светили ему звезды на офицерских погонах. Только он проявил твердость характера в разговоре с командиром, который собирался его направить на офицерские курсы: — Товарищ майор, я сюда дошел солдатом, хочу войну закончить солдатом. Прихватив еще три послевоенных года, в 1948 году вернулся Анатолий домой живым-невредимым. Устроился он работать на катер помощником моториста. Так началась его биография речника. Не уследить за быстрокрылыми годами. С 1985 года он на пенсии. Но еще восемь лет не давали ему лесокомбинатовские начальники вразвалочку сойти на берег. И эти восемь лет он был единственным капитаном на катере «563». Асонов ушел на покой — катер сиротой притулился у стенки лесокомбината… ТАКИХ буксирных кате- ров по всей России больше не сыскать: — В 1941 году в Костроме специально для лесной промышленности выпустили пять таких буксиров — 544-й, 560-й, 561-й, 563-й, а вот номер пятого запамятовал. Все другие давно где-то сгинули, а вот мой уцелел. По-прежнему дорого для капитана судно, которым он управлял свыше двадцати лет. Впервые он поднялся на борт «563-го» в 1949 году, когда работал в Пошехонье. Было это мимолетное знакомство. На разных судах работал потом Асонов. По Москве-реке ему довелось ходить. До Весьегонска и Череповца пролегали его трассы. Не единожды попадал в море в шторм. В Брейтово его заманил Александр Васильевич Погодин — главный инженер сплавной конторы. В Пошехонье Асоновы — он с женой и пятеро детей — маялись на 25 квадратных метрах. В Брейтове ему предоставили квартиру в доме на улице Первомайской. Так в 1961 году стал Анатолий Константинович брейтовцем. Там, на Сити-реке, морским узлом связала его судьба с катером под номером 563. Катер пригнали из Пошехонья в 1972 году. Собралась команда: капитан, механик, два матроса. И начал «563-й» сновать по Сити, сплавляя сверху — от склада в Турбанове до устья реки — заготовленный лес, увязанный в плоты. По необходимости, зная как пять пальцев все отмели, Анатолий Константинович доходил на катере до села Покровского. В бытность директора лесокомбината Геннадия Яковлевича Смирнова капитан Асонов за навигацию сплавлял до девятнадцати плотов, каждый в среднем 6000 кубометров древесины. — Хотите расскажу, как водил полный плот? Слушайте, если интересно. Он состоит из двух секций — всего 6500 кубов. Я сам чалил секции. Между ними зазор оставлял, чтобы повороты на Сити пройти. Без смекалки Тимонинский и Конюховский повороты не миновать. Сначала иду полным ходом. Потом делаю «Стоп». Плот сам по себе идет, секции друг дружку подталкивают, разворачиваются. Потом снова иду на полную «железку». Вот так маневрирую. До Берелева плот веду на буксире 30 метров, прошел Берелево — выбираю буксир на 60 метров и так иду до Брейтова. Как только не назывался Брейтовский лесокомбинат в разное время — и леспромхоз, и сплавная контора. Немало там директоров перебывало. И при всех начальниках был Асонов в почете. — Получил как-то задание к утру привести плот в Брейтово. Сить для сплава — тяжелая река. Плот тащить пятнадцать часов. От штурвала не отойдешь, поесть некогда. Прохожу Конюхово. Гляжу, мои начальники на «водомерке» идут мне навстречу. Проконтролировать, значит, решили. Подплыли, спрашивают: «Доведешь плот, Константиныч?» Они оба поддавши, а я не жравши. «Доведу, — говорю им. — Только вы оба дуйте отсюда». Не обиделись: «Хочешь, стакан тебе нальем?» — «Ну, наливайте». Со стакана усталость как рукой сняло. А плот я хоть со стаканом, хоть без стакана всегда вовремя приводил. И без ЧП. При Асонове на катере все ладилось. Двигатель работал как часы. Сначала стоял тракторный дизель М-17, потом поставили бывший танковый дизель. Катер шел по реке, большую волну гнал. Поэтому промеж себя речники его называли танком. Всякие рационализаторские штучки Асонов придумывал, чтобы от удара бревен винт в «барана» не закрутило, чтобы кронштейны с «мясом» не вырвало. Но вот в 1993 году окончательно сошел старый капитан на берег. То ли в шутку, то ли всерьез на лесокомбинате хотели подарить ветерану-речнику судно-ветеран. Да так и не подарили. Без хозяйского пригляда катер дряхлел. И как-то на Пасху, лет пять тому назад, затонул. На катере стоял насос. Насос сняли, а технологическое отверстие, куда уходила при откачке вода, не заткнули затычкой. Когда по осени вода в Сити стала убывать, пришвартованный к крану катер накренился, в отверстие стала поступать вода. Весной Сить наполнилась, и, отяжелев от воды, катер опустился на дно. Одна только мачта над поверхностью осталась. И никому до него дела не было, пока не добрались до ситского «Титаника» специалисты «Тектоники». На берегу судно могли отправить в металлолом. Но обернулось все к лучшему. Глава Брейтовского муниципального округа Сергей Карабицкий договорился с мышкинским главой Иваном Герасимовым о передаче катера в Мышкин для народного музея. Брейтовцы подтянули его от берега к автотрассе. В конце ноября мышкинцы на своей технике увезли катер. Думается, в экспозиции музея судоходства катер «563» займет достойное место. Фото Ирины ЛЕБЕДЕВОЙ и из личного архива Асонова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page