Бесы куражаться до крещения

«В ночь под Рождество бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, пугая весь крещеный народ. Начиная с этой ночи вплоть до кануна Богоявления (19 января) нечистая сила невозбранно устраивает пакости православному люду и потешается над всеми, кто позабыл оградить свои дела крестом. В эти страшные вечера, говорит народная легенда, Бог на радостях, что у него родился сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на грешные игрища и придумали, на погибель рода человеческого, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь». Так писал в конце девятнадцатого века замечательный русский историк и этнограф Сергей Максимов.

По всей великой Руси идут Святки — тайные и заветные гадания, гулянья и веселье, песни, игры и игрища. ГАДАНИЯ ПРИДИ КО МНЕ КОСУ РАСЧЕСАТЬ Задумала суженого вызвать — страх захотелось мне узнать, правда это или нет, что к девушкам ночью суженые приходят. Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под подушки и сказала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь и не помолившись Богу. И только это я, милые мои, заснула, как слышу, полез кто-то мне под головашки, вынимает гребенку и подходит ко мне: сдернул с меня дерюгу, поднял, посадил на кровати, сорвал с моей головы платок и давай меня гребенкой расчесывать. Чесал, чесал да как дернет — ажно у меня голова затрещала. Я как закричу… Отец с матерью вскочили: мать ко мне, а отец огонь вздувать. Вздули огонь, отец и спрашивает: «Чего ты, Апрось, закричала?» Я рассказала, как я ворожила и как меня кто-то за косы дернул. Отец вышел в сенцы, стал осматривать двери — не видать ничего. Пришел он в избу, взял кнут и давай меня кнутом лупцевать — лупцует да приговаривает: «Не загадывай каких не надо загадок, не призывай чертей». Мать бросилась было отнимать — и матери досталось через меня. Легла я после того на постель, дрожу вся как осиновый лист и реву потихоньку: испугалась, да и отец больно прибил. А утром, только я поднялась — вижу, голова моя болит так, что дотронуться до нее нельзя. Глянула я около постели своей на земь — вся земь усыпана моими висками. Вот как «он» меня расчесывал. Стала я сама расчесывать косу, а ее и половины не осталось — всю почти суженый выдернул». Да, теперь-то родители куда мягкосердечней стали… Афросинья, крестьянская девушка. СУЖЕНЫЙ-РЯЖЕНЫЙ, ПОГЛАДЬ МЕНЯ Ночью девушки толпой тихонько пробираются к овину или к бане, которые считаются страшным местом, потому что здесь обитают злые духи — Овинник и Банник, и каждая, подняв сарафан, становится задом к окошечку и говорит прерывающимся от страха голосом: «Суженый-ряженый, погладь меня». Девушки идут к бане, снимают с себя кресты и сеют золу, которую потом каждая из них высыпает отдельной кучкой возле печки. Подходят к челу печки и тоже просят суженого погладить. Если девушке покажется, что ее погладили мохнатой рукой, то значит, муж у нее будет богатый, если голой — то бедняк. Вот тут и случается, что вместо нечистого духа в овин и баню забираются ребята и проделывают над гадальщицами непристойные, а иногда и прямо жестокие шутки. Но в тех случаях, когда парни не мешают девушкам, гадание в бане заканчивается тем, что, насыпав кучку золы, девушки на другой день идут смотреть: если на кучке заметен след в сапогах — то девушка выйдет за богатого, если в лаптях — за бедного, если, наконец, будут видны следы от удара кнутом — то муж у девушки будет сердитый и будет бить жену… НЕ ВАШ ЛИ ПРАДЕДКА? Игра в покойника называется иногда «умрун», «смерть». Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из картошки или брюквы, чтобы страшней казался, и кладут на скамейку или в гроб, предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается кощунственное отпевание, состоящее из самой отборной, что называется, «острожной» брани. По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами. По сути дела весь комплекс эротических игр представлял для девушки серию испытаний. Пройдя через них, каждая участница должна была обрести (или доказать) свою сексуальную зрелость, готовность к взрослой жизни. Отсюда особый цинизм этих игр и всей обстановки на гулянье. Именно брачная тематика была характерна для большинства святочных молодежных игр, а святки и следующий за ними мясоед традиционно считались лучшим временем для сватовства и свадеб. И то, что сексуально-игровая инициация молодежи происходила именно в святки, представляется достаточно закономерным. «Покойника», обернутого в саван, носили по избам, спрашивая у хозяев: «На вашей могиле покойника нашли — не ваш ли прадедка?» Участие в таких забавах считалось большим грехом, и поправить дело участники подобных безобразий могли только купанием в проруби на Крещение. То же самое надлежало делать и все тем, кто рядился и надевал маски, «рожи» и прочие маскарадные наряды.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page