Инженеру матросову из малых солей

В симпатичном двухэтажном деревянном домике с кружевными наличниками, что в селе Малые Соли, до недавних времен располагалась сельская библиотека. После того как библиотека выехала, он превратился в прибежище бомжей. На дом этот в таком живописном и благодатном месте, говорят, претендовал не один состоятельный покупатель, облюбовав его под загородную резиденцию. Но в районной администрации распорядились иначе, и решением главы здание было передано Некрасовскому музею. Здесь, в бывшем родовом гнезде Матросовых, планируется создать мемориальный дом-музей уроженца Малых Солей Ивана Константиновича Матросова, известного изобретателя и железнодорожного инженера, разработавшего классическую схему тормозного оборудования. Созданный им в 1926 году автоматический тормоз, который так и называется — тормоз Матросова, имел в развитии железнодорожного транспорта воистину революционное значение.

Иван Константинович Матро- сов родился в 1886 году в селе Малые Соли в многодетной семье. У его отца, занимавшегося сапожным промыслом, было восемь детей. Будущий изобретатель закончил Большесельское ремесленное училище и поступил в Рыбинское железнодорожное депо. В 1904 — 1916 годах он работал там слесарем, помощником машиниста и машинистом. В 1923 году Иван Константинович окончил училище техников путей сообщения в Петрограде, в 1923 — 1928 годах работал техником в управлении Северо-Западной железной дороги, а с 1928 года трудился на Московском тормозном заводе. В 1926 году Матросов предложил новую систему автотормоза для грузовых поездов, принятого в 1931 году в качестве типового на железных дорогах СССР. В 1935 году он разработал тормоз для поездов Московского метрополитена, признанный более удачным, чем иностранные аналоги. Тормоз Матросова позволил перевести подвижной состав с ручного торможения на автоматическое. Это на 10 — 12 процентов увеличивало скорость движения и обеспечивало большую его безопасность, кроме того, устранялась необходимость в большом количестве людей, ибо раньше на каждый состав товарного поезда ручного торможения требовалось не менее 5 — 6 тормозильщиков. За свои изобретения в 1941 году Иван Константинович Матросов стал лауреатом Сталинской премии. В 1945 году Иван Константинович создал тормоз для пассажирских поездов, а в 1950 году — пневматический тормоз для грузовых составов. На мысль открыть в Малых Солях музей знаменитого земляка натолкнул визит в Некрасовский район московского журналиста Вячеслава Розума, который провел собственное расследование и занимался сбором материалов об Иване Константиновиче Матросове. К сожалению, в настоящее время уже не найти в Малых Солях тех людей, кто мог бы помнить самого Матросова или рассказать что-то о его многочисленных родственниках. Но Светлана Владимировна Матвеева, директор Некрасовского музея, к идее сделать бывший дом Матросовых филиалом музея отнеслась с воодушевлением. По первоначальным задумкам, планируется воссоздать в двухэтажном здании ту обстановку, которая была при Иване Константиновиче. Первый этаж служил его отцу сапожной мастерской, а на втором располагались жилые помещения. Светлана Владимировна побывала в Москве на бывшем тормозном заводе, ныне ОАО «МКЗ Трансмаш», где работал Матросов, встретилась с ветеранами предприятия, кто начинал свою трудовую деятельность еще при Иване Константиновиче. Есть предположения, что живы дочери талантливого инженера-изобретателя, и, если повезет, быть может, удастся встретиться и с ними. Конечно, работы непочатый край — по крупицам собрать материалы, воспоминания, предметы быта, чтобы оформить сам мемориальный дом-музей в Малых Солях. Не обойтись и без спонсорской помощи. Движет некрасовскими музейщиками благое желание, чтобы знали и помнили люди о гениальном человеке, составившем славу не только земли некрасовской, но и всей России.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page