Бой за ярославскую колбасу

Совсем недавно в департаменте АПК шел бой местного значения за колбасу «Атрус» и нашего местного покупателя.

Воевать теперь приходится бывшим союзникам, в нынешнее время разведенным по разные стороны частной собственностью. Колхозы десять лет назад превратились в ТОО, а заводы, акционировавшись, стали частным капиталом. И политику они ведут, не учитывая интересы местных производителей. Закупают мясо за границей, ищут выгодные рынки сбыта, а в это время наши селяне не знают, куда девать выращенный скот. Круто изменить такой подход к делу решил департамент АПК. Для того чтобы не быть голословной, воспользуюсь мнением компетентных специалистов, в обязанности которых как раз и входит изменить «мясную» политику в пользу местного производителя и потребителя. Слово начальнику отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК Юрию Ивановичу ШЕВЕЛИНУ. — Разбираться с состоянием дел на мясном рынке мы начали еще осенью прошлого года по поручению директора департамента Михаила Васильевича Боровицкого. Проблемы эти накапливались давно и требовали разрешения. Был сделан анализ по основным предприятиям мясопереработки. А их, как известно, три: ОАО «Агромясо», ЗАО «Атрус» и Рыбинский мясокомбинат. Были проведены рабочие встречи с переработчиками и руководителями свинокомплексов «Залесье», «Чебаково», «Козьмодемьянск». Они показали, что и те, и другие готовы совместить интересы, нужна только координация их действий. Эту обязанность на себя берет департамент АПК. Уверенно могу сказать, что все предприятия мясопереработки имеют необходимое технологическое оборудование по всей цепочке — от забоя до выпуска готовой продукции. В последние годы уделяется постоянное внимание техническому перевооружению. Так, в «Агромясо» за прошлый год вложено 31 миллион рублей, в «Атрус»- 45 миллионов рублей. Новое импортное оборудование позволяет выпускать качественную продукцию и расширять ее ассортимент. На «Атрусе» освоен выпуск 12 наименований мясных консервов. Этому способствует и холодильное оборудование, проектная мощность которого на всех трех предприятиях составляет 8030 тонн. Это значит, что заводы могут покупать большую часть мяса, производимого ярославскими селянами, и наладить бесперебойную переработку круглый год. Но тут-то вот начинается закавыка. Фактически загрузка холодильного оборудования составляет 705 тонн, или 8,7 процента. Самая низкая загрузка — всего 2,5 процента — на Рыбинском мясокомбинате. Надо отметить, что, несмотря на общий профиль работы, на каждом предприятии состояние дел сугубо индивидуально и зависит от многих причин. Главное — возраст и сегодняшние возможности вложения средств. Самое сложное положение на Рыбинском мясокомбинате, самом молодом и самом проблемном. Выпускается продукции — одна тонна колбасных изделий в смену, по проекту — 8 тонн, и четыре тонны мясных полуфабрикатов вместо 19 запроектированных. Завод за последние годы растерял рынок сбыта, работая под заказы магазинов, которых очень мало, вынужден сократить рабочую неделю. Рыбинск и другие города области недополучают колбасных изделий и полуфабрикатов, а рабочие — зарплату. Также неодинаково использование производственных мощностей и на других заводах. Так, «Атрус» использует мощности на 300 процентов, а «Агромясо» только на четверть. Вы можете подумать, что виноваты сельхозпредприятия, резко сократившие откорм скота. Ошибаетесь. Заводы переработали лишь половину того, что произвели крестьяне. А вторую половину нашей бедной деревне пришлось сбывать самой. И кроется причина такого положения в отношении переработчика к поставщику. Например, «Агромясо» накопило долгов поставщикам за сданное мясо на 10 миллионов рублей. Вот почему льются слезы у селянина, когда начинается посевная и уборка, а он не может купить горючего. Например, ОПХ «Михайловское» понесло убытки в 2002 году от производства мяса — два с половиной миллиона рублей. Столько должны ему переработчики и покупатели мяса. Не стоит вопрос лишь по «Атрусу». Здесь расчет идет своевременно. Потому и возят ему лучшее мясо «Ярославка» и ОПХ «Михайловское». А из этого мяса и получаются замечательные колбасы и тушенка. Еще одна беда — закупочные цены. Оттого, что этот вопрос не решен и не отрегулирован на уровне правительства России, и возникает непонимание поставщика и переработчика. Разница в цене между импортным и местным мясом достигает до 12 рублей. Все эти проблемы и взялся решить департамент сельского хозяйства. Было несколько рабочих встреч руководителей и большое совещание, которое провел заместитель губернатора, директор департамента АПК Михаил Васильевич Боровицкий, где состоялся обстоятельный разговор и выработана некоторая политика. Первым шагом навстречу, сделанным департаментом, было выделение льготного кредита «Агромясу» в 10 миллионов рублей для погашения долгов перед поставщиками. Обговорили и варианты договорных отношений между сельхозпроизводителями и переработчиками. Можно попробовать для закупки скота мясокомбинатам выделять льготный кредит и под этот кредит заключать договоры на поставку мяса по согласованным ценам. Или для сокращения разрыва между допинговыми заграничными ценами и российскими устанавливать дотации нашим сельхозпредприятиям за мясо для мясокомбинатов. Было решено выработать единые подходы и по завоеванию рынка сбыта продукции мясокомбинатов. Пока же они работают каждый по собственной схеме, без учета интересов партнеров. Возможен вариант создания областной маркетинговой сети, в которой примет участие и торговая сеть области и Ярославля. Подходы возможны различные. Отдел пищевой и перерабатывающей промышленности департамента АПК готов выступить в роли координатора. Итак, лед тронулся. Нельзя сказать, что ароматные палки колбасы непрерывным потоком потекли к ярославскому покупателю, но отрадно уже и то, что директора готовы выработать единую политику производства и перераспределить рынок с учетом квот на импортное мясо, установленных правительством России. И совсем не верно мнение, что российский производитель своих сограждан не накормит. Накормит, и очень вкусно.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям