Желтый автобус в никуда

ГЕНИАЛЬНЫЙ ПИАРОдин мой столичный приятель вот уже больше десяти лет занимается выборами, пиаром, созданием имиджа… Профессиональная деятельность на него оказала сильнейшее влияние. На окружающую нас действительность он теперь смотрит исключительно как на хороший или плохой пиар.

Приехал он как-то на своей машине по делам в Ярославль, заходит в мою квартиру и с порога, весь возбужденный и взволнованный, кричит: — Гениально! Видел на дороге ваш желтый школьный автобус с надписью: «Губернаторская программа». Гениально! Вот это пиар! Здорово придумано. Можно было, конечно, на кран в каждой кухне повесить табличку «Губернаторская программа «Вода», но это наверняка дороже бы встало. А тут все просто, автобус разрисовал — и достаточно. Сельских детей у вас и раньше в школу возили или они пешком ходили? СМЫСЛ ПРОГРАММЫ Близко к сердцу слова приятеля я, конечно, не воспринял, но… Стало немного обидно за земляков. Напраслину на нас какую-то вешают. Не удержался, позвонил в Гаврилов-Ям. — Как у вас работает губернаторская программа «Школьный автобус»? — спрашиваю. Заместитель главы округа Ольга Антанасовна Лазаускайте ненадолго задумалась и говорит: — Нормально, у нас и раньше по этим же маршрутам автобусы ходили, правда, не такие красивые. Малокомплектные школы мы не закрываем. Все в порядке. Вместо прояснения наступила еще большая неясность. В чем же тогда смысл этой программы? Надо смотреть на месте. ПЕРВЫЙ РЕЙС 7-00. Желтый автобус стоит в деревне Артемиха. Здесь для водителя Александра Вениаминовича Устимова каждый день начинается маршрут первого рейса. К автобусу бежит взрослый человек — социальный педагог Светлана Александровна Ермолаева. В дороге она будет присматривать за детьми. Старт. Миновали 6 километров. 7-15. Село Осенево. Шесть мальчишек и девчонок без особого шума заняли свои места. Автобус развернулся и пошел в обратном направлении. Устимов, водитель с 27-летним стажем, ведет машину, словно хрусталь неупакованный везет, аккуратно. Стрелка спидометра лишь изредка поднимается до 50 километров в час. ОДИЧАЕМ И УМРЕМ Проехали 7 километров. 7-25. Ульяново. Забрали еще 17 ребят. Четверо остались заниматься в местной начальной школе. Им повезло? Пассажиры отрицательно качают головами. — Скоро и их возить будут, — с видом знатока местной жизни заявил один из ульяновских мальчишек. — Лучше учиться в Стогинском, здесь одичаем и со скуки умрем. Разговоры такие ведутся не случайно. Уже несколько раз назначали якобы день закрытия школы, но что-то останавливало от вынесения окончательного приговора. Еще 6,5 километра осталось позади. Треугольник Артемиха — Осенево — Стогинское в отличие от многих других участков Гаврилов-Ямского района буквально усеян населенными пунктами, но лишь в одном из них есть средняя школа. 7-40. Мы у цели. Село Стогинское. Ребятишки побежали учиться, а Александр Вениаминович отправился во второй рейс. ТОРЖЕСТВЕННО ВРУЧИЛИ И ОТОБРАЛИ Первый раз стогинским школьникам торжественно вручили губернаторский автобус еще в 2001 году. Тогда перед началом учебного сезона лучшие ученики отправились на церемонию вручения в Ярославль. Их, радостных и довольных, восседающих в новом автобусе, показало областное телевидение. Приехали они домой, а полученный ими автобус по непонятным для них причинам в Стогинское так и не приехал. Его еще раз не менее торжественно получили в 2002 году. Опять ездившие на церемонию стогинские школьники искали свои счастливые лица на телеэкране. На этот раз автобус по дороге к ним не пропал, а благополучно прибыл. НЕПОВОРОТЛИВЫЙ ЖЕЛТЫЙ ГИГАНТ Прежде Александр Устимов возил школьников по тем же маршрутам на точно таком же, но слегка укороченном КАВЗе-3976. Сейчас ему следовало освоить КАВЗ-39765. На заводе напутали с установкой трубоводов-отопителей, но в Стогинском быстро разобрались и все сделали как надо. Теперь в автобусе тепло и в тридцатиградусный мороз. Вот только руль тяжело крутить, надо родиться Шварценеггером, чтобы его повернуть. Устимов, накачав соответствующие мышцы, уже попривык, но все равно не перестает мечтать о «пазике» с гидроусилителем руля. Он считает, что этот автобус сельским условиям лучше подходит, чем нынешний желтый гигант, только для разворота которого требуется огромная площадка. Она в здешних местах в наличие не всегда имеется. Хуже обстоят дела у губернаторского автобуса и с проходимостью. Например, в Путилово сейчас не удается пробраться, и местным школьникам больше километра приходится идти пешком. НАЗНАЧИЛИ НЕДОЛГУЮ ЖИЗНЬ Сколько времени прослужит желтый автобус? От такого вопроса у Устимова мгновенно портится настроение. Он с тревогой показывает ржавчину, обильно выступившую на поверхности кузова даже через покрытие. Хуже покрасить надо было умудриться. Скоро придется над ним работать, чтобы не сгнил прямо на глазах. Но гораздо быстрее выйдет из строя двигатель. Александр Вениаминович нежно открывает капот, под ним почти стерильная чистота. Мотор в идеальном состоянии. Вокруг него нет даже масляных следов. — Я за ним слежу, стараюсь не давать большой нагрузки, но он маломощный, — сетует Устимов. — Поэтому всегда работает внатяг. 80 тысяч вряд ли доходит. Такой же двигатель установлен на старом автобусе. Он бегает гораздо шустрее. Желтая же машина массивнее и тяжелее. Ее таскать этому двигателю не по силам. «Пазик» — другое дело. В нем все с умом сделано. Стогинский губернаторский автобус за полгода прошел 20 тысяч километров. Так что уже пора готовиться к капитальному ремонту. — В случае чего будем возить детей на старом, — пытается сам себя успокоить Александр Вениаминович. — Он у нас на ходу, «стоит на запасном пути». НА АЛКОГОЛЬ Устимов за свою работу получает 4200 рублей. По здешним сельским меркам, это большие деньги. Поэтому во всей округе Александра Вениаминовича называют счастливчиком. Правда, заменить его в случае чего будет очень трудно. Главным препятствием станет ежедневная утренняя проверка на алкоголь. ПРОЦЕСС ПОШЕЛ В Стогинской средней школе сейчас учится 96 человек. Через два года за счет неизбежной ликвидации Ульяновской начальной школы их, возможно, станет даже 100. А потом… Увы, процесс вымирания здесь идет гораздо интенсивнее, чем в целом по области. В последнее время в школе стали привычными имена Дельшот, Идрис, Ренат, но это ситуацию уже никак не изменит. Не спасет ее от обвала ни желтый, ни красный и никакой другой автобус. Требуются серьезные, продуманные экономические решения для ярославской деревни в целом. Сельские предприятия подают сигнал SOS, а их жестоко проверяют на выживаемость. Без них же по этой земле на губернаторских автобусах некого будет возить. Получается, что желтый автобус не спасает, а всего лишь продлевает агонию. Через пять лет в Стогинской средней школе будет 70 учеников, а там не за горами и то время, когда другой, более современный желтый автобус повезет детей из здешних мест в Гаврилов-Ям, а может, и сразу в Ярославль. Неужели и из этого можно будет сделать пиаровскую акцию? Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям