Зодчая теней

Елена Скворцова свои работы убирает под сукно. Случается, над одним произведением она трудится целый год, но ценители его увидят не скоро. Нельзя сказать, что ее творения плохие. Наоборот, все они — шедевры и представляют историческую и художественную ценность. Она — художник. Но творит не карандашом и кистью, а скальпелем и тампоном. Она возвращает из тлена и продлевает жизнь хрупким творениям мастеров прошлого. Елена Скворцова — художник-реставратор графики. Одна-единственная на весь Рыбинск. Ее коллега Екатерина Цаплина — одна-единственная художник-реставратор живописи.

Елена Евгеньевна взяла тайм- аут и пришла на открытие вы- ставки «Под знаменем Сталина». Не спеша бродила по залу, критически всматриваясь в плакаты. Она была критиком для самой себя. Плакат 1929 года с рабочим, борющимся за снижение себестоимости продукции, был вдрызг изорван. Но на выставке смотрится так, будто вчера поступил из типографии. Не видно ни пятнышка, ни разрыва. Наверное, каждый пробовал себя в качестве реставратора. Родители подклеивают учебники своих неряшливых школяров. Школьники при помощи бритвенного лезвия и ластика пытаются убрать из дневников и тетрадок двойки. Библиотекари и коллекционеры пытаются сберечь от ветхости книги, журналы и документы. Солнечный свет, сырость, плесень, грязь, пятна краски, лака и жира, небрежность в обращении — вот губители произведений на бумажной основе. Если без царя в голове взяться за их обновление, можно попросту уничтожить. Вот, например, «Аттестат низшей ремесленной школы при механико-техническом училище М.Е. Комарова в Рыбинске», датированный 1907 годом. Сам ли владелец аттестата, его ли потомки взяли да подклеили документ силикатным клеем. Сей канцелярский клей, широко применяемый в быту и офисах, беспощаден к бумаге и чернилам. Елене Скворцовой пришлось много потрудиться, чтобы убрать его с документа. Кстати, силикатный клей нельзя удалять водой. Так что без знаний химии художнику-реставратору никак не обойтись. И не только химию знать надо. Даже детсадовские живописцы умеют получать зеленый цвет без зеленого карандаша. Сначала на бумаге рисуют синим карандашом, потом по синему — желтым. Или наоборот. Точно такой же эффект получился на гравюре XIX века «Южный вид дворца в Алупке», написанной акварелью. Влажность добавила на гравюру желтизны, и горы, на фоне которых изображен дворец, приобрели зеленый цвет. Елена Скворцова целый год колдовала над гравюрой, пока вернула горам их первозданную голубизну. Случалось, в течение года она возвращала к оригиналу десять-пятнадцать гравюр и небольших графических работ. По крайней мере, их в одиночку можно кантовать. А вот с плакатом Кукрыниксов из серии «Окно ТАСС» N 323 под названием «Непрочные вещи — немецкие клещи, куда похлеще советские клещи» она намучилась. Он в ширину — 81 сантиметр, в длину — 188, 5 сантиметра. Размаха рук не хватит, чтобы держать этот плакат. А держать нужно было нежно: пожелтевшая газетная бумага, на которой его выполнило акварелью трио художников-карикатуристов Куприянов — Крылов — Соколов, превратилась в труху. Надо было голову поломать, как вытащить плакат из ванны. С замачивания шедевра в воде начинается работа художника-реставратора. Очистительная сила воды вымывает вещества, разрушающие структуру бумаги. Потом вещь укладывается под сукно для равномерной просушки. И далее в ход идут скальпель, тампон и всевозможные химикаты для отбеливания и тонирования. Так вот, чтобы просушить «Окно ТАСС», были сооружены козлы. Их установили в коридоре напротив двери кабинета директора музея и на этих козлах высушивали плакат. Елена Евгеньевна день за днем кропотливо трудилась над ним. Исчезли разрывы и бахрома по краям. Слившийся с общим фоном гитлеровский план окружения Москвы вновь приобрел желтый оттенок, а от схваченных раскаленными советскими клещами рук-клещей Гитлера заструился дымок. К 55-летию Победы плакат занял достойное место в экспозиции, посвященной этой знаменательной дате. Елену Евгеньевну сложно разговорить. Наверное, свой отпечаток на характер накладывает уединение в тиши кабинета и монотонность работы. Художник-реставратор не маячит на глазах у публики, поэтому ей не нужно обладать той коммуникабельностью, что обязательна для организаторов экспозиций и экскурсоводов. И чаще всего приходится работать «в стол». Иные произведения графики еще не скоро попадут в экспозицию. И все же собеседник она интересный. Елена Скворцова закончила Ярославское художественное училище. Стажировку проходила во Всесоюзном научно-реставрационном центре имени Грабаря в Москве. В Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике работает с 1980 года, а в качестве художника-реставратора — с 1989 года. Она сравнивает свою работу с трудом хирурга. Основной инструмент один и тот же — скальпель. Хирург им орудует, чтобы спасти жизнь больного, художник-гравер — чтобы спасти историко-художественный памятник. Хирургу необходимо периодически подтверждать соответствие своей категории. И художнику-реставратору это же нужно делать. И ради этого требуется ехать в Москву. Потому что аттестация реставраторов проводится Министерством культуры. Если что-то напортачил в своем печатном труде научный сотрудник, то его ошибку можно исправить в сноске или повторной публикации. Ошибку реставратора порой невозможно исправить, а шедевр, созданный замечательным мастером, в итоге безвозвратно утрачен для потомков. Елена Евгеньевна в первый раз подала документы, чтобы аттестоваться на третью категорию. Но члены аттестационной комиссии сочли, что она сразу достойна второй категории. Сейчас она специалист первой категории. На высшую пока не замахивается. К тому же в министерстве полагают, что художники-реставраторы высшей категории могут быть только в столичных городах, ну никак не в провинции. Зато есть у нее мечта научиться реставрировать обе стороны газетного листа. Ей показали технологию, когда газетный лист толщиной в несколько микрон разделяется надвое, оборотная сторона половинки реставрируется, и лист вновь соединяется, без утраты текста на обеих сторонах. Когда она об этом рассказывала, в ее глазах угадывалось восхищение.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям