А тут проверяющий начнет шуровать в этой норке

В июле прошедшего года депутаты муниципалитета Ярославля приняли постановление о создании своего контролирующего и проверяющего органа — контрольно-счетной палаты. Ее председателем практически единогласно был утвержден бывший кадровый военный, полковник в запасе Вячеслав Михайлович ЗУБЕНКО.

В городской контрольно-счетной палате сейчас, как выражается Зубенко, четыре рабочих штыка: он и еще три специалиста. Так что работой загружены все под завязку (для сравнения: в Твери, годовой бюджет которой в три раза меньше ярославского — 1,5 миллиарда рублей, в аналогичной палате таких штыков восемь). — Когда встал вопрос об укомплектовании штата, мне из разных структур было много рекомендаций принять на работу того или иного человека. Но я настоял на том, чтобы мне дали возможность не просто набирать сотрудников, а сформировать команду. Не хотелось, чтобы с помощью этого контролирующего органа кто-то попытался реализовать свои политические задачи или амбиции. В общем-то соблазн получить в виде КСП инструмент, с помощью которого можно будет копать под определенных людей и структуры, наверное, был велик. Потому важно, чтобы контрольно-счетная палата работала не против кого-то и не на кого-то, а только на закон. — Вашу кандидатуру как председателя контрольно-счетной палаты утвердили на муниципалитете довольно быстро, без особых споров. Кто вас выдвинул? — По положению, кандидатуру председателя контрольно-счетной палаты могут выдвигать мэр и депутаты. На муниципалитете меня одновременно предложили Виктор Волончунас и депутаты муниципалитета Валентин Гобин и Вадим Черный. Наверное, были и другие кандидаты, но остановились на мне. С мэром мы до этого в общем-то знакомы не были, и ему пришлось изучить мою биографию, собрать отзывы тех людей, которые меня знали: бывших моих командиров — генералов Расщупкина, Янушкевича, Черного. И все в мой адрес сказали: «Сволочью он никогда не был», — ну и, видимо, еще какие-то хорошие слова. — Последнее время в окружении мэра все больше появляется бывших кадровых военных. Даже шутка по этому поводу появилась — о любви мэра к военным, красивым и здоровенным… — Во время обсуждения моей кандидатуры на муниципалитете один из депутатов тоже сказал: «Настораживает, что вы военный, они — люди ограниченные…» Я ответил: «А если бы я был чукча или чеченец, вас это тоже бы насторожило?» Думаю, что период классовой неприязни все-таки у нас в прошлом. — Вячеслав Михайлович, сразу видно, что вы человек очень контактный. И, судя по всему, у вас со многими чиновниками и работниками мэрии складываются вполне хорошие отношения. Как же вы их проверять будете? Не боитесь отношения испортить с теми, кого уличать начнете? — Надеюсь на свой опыт. Я в армии долгое время был ревизором. А ревизоры — это ведь такое сучье племя. Он и водку будет пить с проверяемыми и взятку возьмет, а потом все равно, что выявил, напишет в акте. Ну это в шутку. А если серьезно — у меня большое преимущество в том, что я в общем-то не местный. Родился в Тамбовской области, в Ярославле закончил военное финансовое училище и на долгие годы уехал, служил в Германии, в Забайкалье. В Ярославль вернулся вновь уже в 1984 году и работал в ЯВВФУ вплоть до увольнения в запас в 1995-м. В местную партийно-хозяйственную обойму, из которой вышли многие нынешние чиновники, я не входил, а потому у меня нет груза взаимоотношений прошлых лет, старых дружеских связей: в бане вместе не парились, водки не пили, на шашлыки не ездили, семьями не встречались. Ну а то, что с чиновниками нормально общаюсь — нельзя же в каждом видеть жулика, в городской администрации действительно много очень квалифицированных специалистов. А потом, ошибки у чиновника не потому появляются, что он заранее что-то замышляет, а оттого, что работа такая: он через несколько лет в своей среде обитания как в норке — тащит туда цветные бумажки, стеклышки, ему там тепло и уютно. — И тут появляется проверяющий и начинает шуровать в этой норке. Много вам уже пришлось норок разорить? — Не то чтобы разорить, но, например, были у нас разногласия с департаментом экономики и социального развития по поводу порядка предоставления налоговых льгот. Мы считаем, что порядок получения льгот должен быть достаточно жестким и при этом необходимо предусмотреть как можно больше возможностей контроля за использованием этих льгот. Департамент экономики был за значительно более мягкие условия. Мэр здесь занял позицию в пользу нашей трактовки, которая и будет вынесена на утверждение муниципалитета. Но для того, чтобы это пробить, надо было с октября портить отношения с некоторыми чиновниками. По заданию муниципалитета проверяли два акционерных общества, две автоколонны. Были споры еще до проверки, поскольку впервые контрольный орган вторгся в акционерное общество. По одному предприятию мы никаких претензий не высказали. А вот по другому все оказалось хуже и в использовании налоговых льгот, и в уплате налогов. — Хочется еще задать любимый вопрос депутата Александра Цветкова: «Оправдала ли себя КСП?», — в смысле денежных затрат на нее. — На наше финансирование в прошлом году ушло 800 тысяч рублей, на этот год запланировано около двух миллионов рублей. Дальше должно быть меньше, потому что значительные затраты связаны с начальным периодом становления. А мы вернули в бюджет города 12,5 миллиона рублей. Откуда эти деньги? Часть мы нашли, когда изучили проект городского бюджета на 2003 год. Над бюджетом, перед тем как он выносился на утверждение муниципалитета, у нас фактически была возможность работать всего лишь два дня и две ночи. Надо отдать должное департаменту финансов мэрии: и они сидели ночью на работе и терпеливо ждали, будут ли у нас замечания. Мы пришли к ним с тем, что предложили поначалу увеличить доходную часть на 100 миллионов рублей. Стали вместе разбираться, спорили, соглашались. В итоге пришли к общему мнению, что бюджет по доходам можно увеличить на 4,2 миллиона рублей. Другие миллионы добавили за счет того, что мы выступили против предоставления налоговых льгот некоторым категориям предприятий. Например, это касалось всероссийского добровольного общества автолюбителей — коммерческой организации, имеющей хорошие прибыли, и других. Все вместе это дало еще 7,8 миллиона бюджетных рублей. — Объекты для проверки вы сами выбираете? — Мы можем настаивать на включение какой-либо организации в план работ, он также формируется депутатами и окончательно утверждается муниципалитетом. И вообще, это довольно длительная процедура. В план работ на этот год была включена проверка муниципальных унитарных предприятий. У нас в городе 92 МУПа. Общая их прибыль на этот год должна составить около 360 миллионов рублей. Если из этой суммы вычесть затраты МУПов, налоговые отчисления, то все равно чистой прибыли остается 192 миллиона рублей. А в городской бюджет из всех этих миллионов они отдадут по плану 400 тысяч рублей. И вся прибыль пойдет только от четырех городских муниципальных рынков, примерно по 100 тысяч от каждого. Это примерно по 8 тысяч в месяц они будут отдавать бюджету. Примерно столько стоит аренда одного модуля на Толбухинском рынке. Убыточными на протяжении ряда лет, судя по документам, являются и такие муниципальные предприятия, как «Центральный гастроном», универмаг «Ярославль». В общем, надо разбираться. Хотя это будет непросто. — Мешать не будут? — Мешать будут только в том случае, если воруют. Но раз уж создали контрольно-счетную палату, раз выделяют деньги на наше содержание, мы будем их отрабатывать по полной. Кроме того, я по гороскопу Телец. А Тельцы, как правило, очень спокойные и выдержанные, но пока их не трогают. Но если начинают напирать, они оказывают весьма сильное сопротивление. И чем больше на меня давят, тем больше я сопротивляюсь. Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям