По маршруту с надеждой

Веснушчатая семиклассница Юлька прижмется к матери калачиком, а то нежно обнимет. Старшая дочь, Инна, с годами посдержаннее в чувствах, но тоже бесконечно любит маму и может приласкать так, как никто другой. Нынче заканчивает академию, готовится в солидные юристы и к интересной, уже запрограммированной работе.

В минуты тесного общения с детьми в глазах у Надежды Игоревны невольно застывает собственное детство. Все же были свои прелести в деревенской глуши. Щедрая природа, отзывчивые соседи, пример работящих родителей. Отец тридцать лет на тракторе трудился. Света белого толком не видал — попробуй вот так, с шести утра до девяти вечера, работать, и ничего особенного, кроме болезней, не приобретешь. Для маленькой Наденьки отцовская кабина была вторым домом. Не имея понятия о детском садике, она и спала здесь днем, и кукол тут же рассаживала. Так и въелось с годами пристрастие к технике, стремление самой управлять каким-нибудь транспортом. В городе Надя Щербик устроилась токарем на завод приборостроения. А из головы не выходили колеса и шум мотора. Стала с подругой Любой, будущей напарницей по главному делу жизни, досаафовскую секцию посещать. В общем, гоняли на мотоциклах. Дух захватывало, парни вокруг диву давались, а девичий азарт только усиливался. Бывало, отец стрелку на будильнике потихоньку переведет, чтобы сбить девчонку с толку и отвадить от этого чертовского увлечения. Номер не проходил. Упрямая дочка не просыпала. Особых призов не отхватила, но уж это точно: дух закалила. Между тем «стоячая» работа у станка совсем разонравилась. Вместе с подругой все чаще стала приглядываться к начавшейся установке опор для движения троллейбусов. Порешили: пока в Рыбинске все это монтируют да провода натягивают, можно рвануть в Ярославль на курсы водителей. Так и сделали. Но безуспешно. Предложили только трамвайный вариант. Переглянулись девчонки: нет, все эти рельсы, стук и звоночки не по ним. В общем, вернулись ни с чем. Дошла очередь и до курсов в Рыбинске. Определились. Только опять пришлось ждать. Чтобы напрасно не мучиться и не терять даром времени, пошли подработать в типографии. Так были обе воспитаны — не сидеть хоть сколько-нибудь сложа руки… На водителя троллейбуса выучились. Практика выдалась в Костроме, где Надежда Щербик получила настоящее боевое крещение. А Рыбинск, без преувеличения, жил троллейбусной лихорадкой. Важного события, назначенного на 14 декабря 1976 года, ждали с нетерпением. Наконец первый троллейбус после церемониального перерезания ленточки тронулся в путь. Щербик определили в этот торжественный день выйти во вторую смену. Сколько исколесила с тех пор по городским улицам, сразу не подсчитаешь. Хотя несколько лет назад ей вручили вполне конкретный почетный знак, на котором вместе с позолоченным изображением троллейбуса красуется — «400000 километров без аварий»… Надежда Игоревна никогда не сетовала на судьбу. А ведь нелегкое это и, может быть, не совсем женское занятие. По двенадцать часов на маршруте в течение двух дней — не шутка. Пусть потом следует два выходных, так у беспокойной Щербик и в них хлопот хватит. Да и сам скользящий график тоже может быть скользким делом. Выпадет, и 8 Марта придется сесть за руль. Три года подряд Надежде Игоревне случалось выводить троллейбус на маршрут 1 января. Только нынче и довелось встретить первый день нового года дома. Когда немного трудно, сразу вспоминается школа отца — не хныкать, не опускать руки, не отчаиваться, делать все путем. А транспортный наставник учил «видеть затылком», потому и не допускает женщина аварийности, ремонты машины для нее редкость. Вот к таким людям и приходит уважение. Не только в троллейбусном управлении, а вообще в городе. Многие пассажиры знают симпатичную Надежду Игоревну в лицо, улыбаются ей. Душевно отзывчивы на ее приятный голос, когда объявляет остановки. И все мелькают цифры. Много лет ее троллейбус обозначен вторым номером, хотя такие, как Щербик, всегда на первых ролях. В основном водит машину по маршруту N 5, хотя приходится и менять направление по заданию диспетчера. Смеется: «Резерв есть резерв. Это как запасной игрок». Троллейбус у нее не новенький, хотя и не плох вовсе. Надежда Игоревна не любит немецкие MANы. Отечественные, говорит, лучше. Вокруг хороший коллектив, хотя она всегда знает, кто ближе и дороже. Та самая подружка юности, Люба. Ныне Любовь Николаевна Новожилова. Уже десять лет как сменщица Щербик. Хотя кто кого меняет у них, не всегда и разберешь. Скорее маленькая бригада или слаженный трудовой дуэт. Дочка Юля присаживается к матери на диван и настаивает: «Покажи, сколько у тебя грамот». Да разве их пересчитаешь и перечтешь. Отмечали и будут отмечать человека. Заработала почет. Жаль, квартиру не заработала. А ведь уже второй на очереди была, когда вдруг надломилось привычное и рухнуло. Сейчас Надежда Игоревна Щербик (с нею еще и мать) проживает в поселке Юбилейном. Это не очень далеко от троллейбусного управления, но уже не город, а Рыбинский район — владения Макаровской сельской администрации… Юля учится хорошо. С такой мамой иначе нельзя, пройти ее образовательную и житейскую школу просто необходимо. Надежда Игоревна помнит и рассказывает дочке о том, как бегала босиком по деревне, как осваивала троллейбусную науку в неуютном подвале на улице Пушкина, как пропал без вести в глухих Арефинских лесах муж, чью фамилию она и носит. Да, не все оказалось безоблачным. Вспоминать можно бесконечно, но одним этим жив не будешь, считает человек с таким удивительно красивым и говорящим именем. Жизнь продолжается и на таких женщинах держится.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page