Про «ярославских котов» и кошку муху

В Москве завершился 8-й международный фестиваль анимационного кино «Золотая рыбка». На нем было представлено 280 фильмов, выполненных как профессиональными, так и самодеятельными студиями из Франции, США, Норвегии, Канады, Японии, России. Единственный гран-при фестиваля достался съемочной группе ярославского городского центра анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» за 10-минутную программу из четырех лент. Самому младшему автору этой программы, Свете Цыбиковой, 4 года.

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТЯНЕШЬ И ГРАН-ПРИ ИЗ ФЕСТИВАЛЬНОГО ПРУДА Именно такая надпись красуется в помещении школы анимации под дружеским шаржем на самих себя. На нем, ухватившись друг за дружку, как в сказке про репку, тянут-потянут ребята во главе со своими руководителями золотую рыбку из проруби. Первый фестивальный фильм «Про елочку» в центре «Перспектива» сняли в 1995 году. Показали его на впервые проводившейся тогда «Золотой рыбке» и вернулись с победой. На сегодня в активе юных ярославских аниматоров около 200 фильмов, участвовавших в тех или иных фестивалях, семь гран-при, из них два от «Золотой рыбки». Всего занимается в школе анимации 250 человек, 50 из них — ударная группа, которая готовит ленты непосредственно к фестивалям. А сама студия напоминает собой музейную комнату, увешанную от пола до потолка всевозможными подарками, призами, поздравлениями. Коллеги из Москвы, Петербурга, стран ближнего и дальнего зарубежья от души радовались успеху ярославцев. Не бросились мне в глаза в этом импровизированном музее лишь знаки внимания со стороны местных властей. Но это уже требует особого разговора. ИЗ МАКАРОН ГОТОВЯТ НЕ ТОЛЬКО ГАРНИРЫ Творчество ребят-аниматоров начинает проявляться еще на подходе к зданию, в котором они сейчас расположились. Сколько лет стоял у дома на пересечении улиц Некрасова и Володарского огромный пень. Так бы и сгнил он бесславно, если бы не появились у дома еще одни беспокойные и неунывающие хозяева. И вот уже сверкает старина-пень всеми красками радуги, опоясанный яркими буквами слова «Перспектива». Открываешь дверь, а на тебя из угла предбанничка этакая белая лохматая морда нацелена. Нет, опасаться не стоит. Пес-то игрушечный, не кусается. Всего сейчас в центре около 1200 ребят. Сфера развития своих талантов здесь самая разнообразная — кукольники, вокалисты, танцоры, любители прикладного искусства, проводится даже единственный в Ярославле курс комиксоведения. В двухкомнатной каморке аниматоров занимается немногим более 50 человек. Не сразу, конечно, по очень плотному графику. Случается, когда прижмут сроки сдачи фильма или одолеет творческий зуд, работают даже ночью. Возрастной разброс от 3 до 18 лет. Анимация — дело широкое. Кто-то рисует, кто-то режет, кто-то строгает, кто-то листья собирает, кто-то соль рассыпает, кто-то макароны раскладывает. Не улыбайтесь, пожалуйста. Все это имеет самое прямое отношение к анимации, ибо техника изготовления мультиков очень разносторонняя. Из макарон не только гарнир можно приготовить, но и отличную ленту отснять, а если еще подключить к этому соль, кофе или чай, то и вообще глаз не отведешь. Сама видела, не видела — не поверила бы. К тому же и озвучивать фильм надо, и текст к нему написать, и краски развести. Так что работа на любой вкус. Но, по словам художественного руководителя школы анимации Маргариты Ивановны Нагибиной, некоторые из ребят приходят сюда с четко означенной для себя целью — стать звездой. Ничего плохого в этом нет, ничего недосягаемого тоже. Вот, например, выпускник школы анимации Дмитрий Раков в прошлом году поступил во ВГИК на факультет «Операторское мастерство», в мастерскую самого Юсова, в которой некогда занимался Андрей Тарковский. ТАК РОЖДАЮТСЯ ШЕДЕВРЫ Этот год для аниматоров «Перспективы» выдался урожайным на награды. В конце марта на всероссийском открытом фестивале детского и юношеского киновидео-творчества «Петербургский экран» ярославцы получили диплом 1-й степени в номинации «Лучшая режиссура фильма» за четырехминутную ленту «Как ярославские коты спасали Ленинград». Она же получила и специальный приз жюри за лучший фильм к 300-летию Петербурга. В конце мая, когда северная столица будет отмечать свой юбилей, на ярославских котов смогут посмотреть все питерцы. Без малого два года затрачено на работу над этой картиной, выполненной в технике перекладки. Началось все с того, что кто-то из ребят прочитал в одной из местных газет информацию о том, что в годы блокады Ленинграда из Ярославля туда было отправлено два вагона котов и кошек на борьбу с крысами. Обнаглевших, расплодившихся во множестве грызунов не брали ни сильнодействующие яды, ни гусеницы танков. Крысы просто оккупировали город, не только поедая в нем продукты, но и набрасываясь на ослабевших людей. Ярославские мурлыки управились со своими старыми врагами быстро и без ощутимых со своей стороны потерь. А подвиг их до сих пор оставался в тени. Вот и решили ребята из «Перспективы» восстановить историческую справедливость. Сначала Саша Налимова вместе со своим отцом написала стихотворный сценарий, а затем уже приступили к рисункам. Им несть числа. Вот рыжие коты с воинственно поднятыми хвостами, вот кошачьи головы, выглядывающие из окон вагонов поезда «Ярославль — Ленинград», а вот крысиные лапы с хвостами, их головы. Заготовок масса. Отрезанные ручки-ножки «учили» двигаться, затем приживляли на место. Затем снимали. Звучит за кадром голос старого кота, рассказывающего кошачьим отпрыскам о своей боевой молодости, а с экрана смотрят на зрителей симпатичные васьки и мурки в пилотках с красными звездами. Идет страшный бой не на жизнь, а на смерть. Вот уже и раненые появились — пушистого воина с перебинтованной лапой выносят с поля сражения санитары. К нашему разговору подключилась и еще одна героиня фильма, которую можно назвать прообразом героев «Ярославских котов», не рисованная, а самая что ни на есть живая и пушистая кошка Муха. В заставке к фестивальной ленте она предстала в своем натуральном виде. Муха тоже спасательница. Если бы не она, то «Перспективе» пришлось бы худо, потому как здесь крысы бегали чуть ли не по столам. И тогда раздобыли в какой-то ярославской деревне кошечку от потомственной крысоловки. Даже не верится, что этакая умильная кроха может справиться с крысами. Однако факт налицо. Муха применила хитрую тактику: она не убивает взрослых особей, а уничтожает их потомство. И осиротевшие грызуны уходят. Но больше всего Муха любит сидеть на мультипликационном станке, когда за ним собираются ребята, и играть то кисточками, то карандашами, то рисунками. Кошка просто купается в любви своих хозяев и благодаря им уже стала настоящей кинозвездой. На закрытии фестиваля «Золотая рыбка» был показан видеоклип, выполненный также ярославцем из «Перспективы» Сашей Танановым. Клип шел на фоне специально написанной для него песни Юрия Энтина. И грациозно изогнувшись, прошлась по ленте все та же Муха. Кстати сказать, Саша Тананов входил в состав съемочной группы, подготовившей к выпуску «Ярославских котов». Анимация для него — дело не случайное, он отдает ей все свое свободное время. Третья участница группы, Женя Пашкина, всерьез настроена на поступление во ВГИК. На мой взгляд, задел у этих ребят неплохой. НЕМНОГО О ГРУСТНОМ «Хорошо это, конечно, — улыбается Маргарита Ивановна, показывая мне гран-при последней «Золотой рыбки», выполненный каким-то московским новомодным художником из какого-то загадочного дерева. — Но лично нам хотелось бы чего-нибудь посущественнее. Лучше бы новую камеру подарили». Столь приземленное желание возникло не от хорошей жизни. В школе анимации всего два мультипликационных станка, причем один из них подарил известный теперь на весь мир аниматор, наш земляк Александр Петров, а другой здесь сконструировали сами. Технику и необходимое для школы оборудование покупают на выигранные сотрудниками центра гранты. Любуются на ленты ярославцев зарубежные специалисты, а когда приходят в «Перспективу», только рот открывают да переглядываются в недоумении — неужели на этой доморощенной технике можно делать такие высококлассные ленты? Правильно, зачем же местным властям в растрату входить, коли люди и из дерьма, прости, Господи, конфетки делают. Вот только в широкий прокат отснятые таким образом ленты попасть не могут, качество низкое. А попади они в прокат, то, глядишь, и денежки бы в казну городскую закапали. Прохаживаясь по комнатам городского центра, я не скрывала восхищения — тепло и уютно здесь, как в родном доме. Не зря, наверное, ребят отсюда не выгонишь даже в самую хорошую погоду. А Маргарита Ивановна только вздыхала на мои слова — еще бы, ведь почти вся мебель в «Перспективу» принесена из дома сотрудниками, ребятами. Шкафы, столы, стулья, диваны, даже старинное, почти музейного достоинства трюмо имеют домашнее происхождение. Самостоятельно, без дополнительной на то оплаты делают ремонты. КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ, ИЗ КАКОГО СОРА Просматривая одну из лент в программе-победительнице «Пожар в лесу», Маргарита Ивановна открыла мне секрет. В текстовке к фильму использованы ее слова, которые она чуть ли не каждый день говорит ребятам: «Осторожней с электротехникой. У нас очень старая проводка. Может случиться пожар». Так и вспомнились мне строки Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи». Проводка-то в «Перспективе» действительно на грани выхода из строя. А потолок в анимационной студии то и дело промокает — водоподающие коммуникации давно уже прогнили. «Ну а что же, управление культуры совсем не помогает вам? — спросила я Маргариту Ивановну. — Ведь вы на весь мир родной город прославляете». «А мы не относимся к культуре, — просветила она меня в ответ. — Мы — в системе образования». Прикрыла я свою серость варежкой и не задала еще одного вопроса: если так оно и есть, то что же делают чиновники от культуры в группе юных ярославских аниматоров, сфотографировавшихся на память в администрации города, чему так откровенно улыбаются? Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page