Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…

В прошедшее воскресенье в Ярославле побывал известный детский композитор Евгений Павлович Крылатов. На песнях Крылатова выросло не одно поколение советских и российских детей. «Качели», «Прекрасное далеко», «Шпаги звон, как звон бокала…», песни из фильмов «Приключения Электроника», «Чародеи» и многие другие любимы нами всеми с детства. Едва маэстро касался клавиш рояля, зал начинал петь. А в зале сидели бабушки с внуками, молодые мамы с совсем маленькими детьми. Самые смелые дети выходили на сцену и пели свои любимые песни Крылатова, а Евгений Павлович им аккомпанировал.

— Евгений Павлович, многие ваши песни написаны в период самого, как сейчас принято говорить, крутого застоя. И тем не менее у вас нет песен про красный галстук, про то, что в СССР самое счастливое детство. — Честно скажу, так получилось. И вовсе не потому, что я был против партии или строя. Я с большой теплотой отношусь к тому времени. Да, были недостатки, но и сейчас они есть, пусть другого плана, но есть. Я очень хорошо относился к самой пионерской организации, к комсомолу — какие замечательные люди были в комсомоле! Но патриотических произведений у меня действительно мало. — Вы на концерте сказали, что детским композитором стали случайно. — Да, именно случайно, а не потому, что у меня не получалось писать музыку для взрослых. Некоторые начинают писать для детей, потому что ничего другого не выходит. А у меня так сложились обстоятельства, и сейчас я твердо знаю, что это моя миссия. Обратите внимание, у меня очень мало чисто малышовой музыки, мои песни больше о душе, о чувствах детей, возможно, поэтому их и поют многие поколения. «Прекрасное далеко» ведь трудно назвать только детской песней, это мое любимое произведение. — Я сегодня слушала, как дети проникновенно пели ваши песни, и думала: почему же потом получаются «татушки» или такие группы, как «Краски»? — Целое десятилетие, а может, и больше, все, что связано с воспитанием, образованием детей, у нас было в страшном загоне. Более того, с приходом свободы у нас все cтало возможным. Кто-то из мудрых людей современноcти сказал: хорошо что мы подключились к цивилизации, но плохо, что мы подключились не к чистой водопроводной трубе, а к канализационной. Посмотрите, сколько у нас сейчас беспризорных детей — это все результат той свободы. — Почему вы говорите «той»? Сейчас тоже мы считаем себя свободными? — К счастью, в последние годы началось некоторое возрождение — я имею в виду отношение к детям, к детскому творчеству, к образованию, воспитанию. И власть начала осознавать, что так больше нельзя, и сами родители. — Полные залы на встречах с вами означают, что те, кому сейчас 5 — 7 лет, не создадут через десять лет нечто подобное группе «Краски»? — К сожалению, без жертв полной свободы, полной вседозволенности не обойтись. В субботу вечером вышел по Ярославлю прогуляться. Молодые девчушки заходят в бары, в магазины и только одну фразу произносят: «Мне «Оригинального». Совсем молоденькие девочки идут по улицам и пьют пиво. А все потому, что они видят это постоянно в телевизионной рекламе. Надо с этим бороться, но ни в коем случае никаких репрессивных или командных методов, мы это уже проходили. Нужно гуманитарное воспитание. — Евгений Павлович, вас часто представляют как композитора-классика. Ощущаете вы себя таковым? — Нет, конечно. У меня нет никакого пиитета ни к себе, ни к своей музыке. Никогда не собирал ни рецензий о себе, ни статей. Даже фотографий нет. Нет того, что называют архивом. Я только недавно задумался, что не совсем, наверное, был прав. Искали чей-то снимок к юбилею, который должен быть у меня. А у меня ничего не оказалось. Знаете, я просто очень много работаю и очень люблю свою работу — писать музыку. Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page