О практике арбитражного управления

В последнем рейтинге столичного журнала «Деньги» (номер от 26 мая 2003 года), составленном специалистами Независимого рейтингового агентства, арбитражный управляющий из Рыбинска Евгений Яковлевич Рынденко, занял почетное 11-е место среди наиболее эффективных арбитражных управляющих России. Вот что Евгений Яковлевич рассказал нашим читателям об особенностях арбитражного законодательства и о своей работе.

Новый закон 3 декабря прошлого года введен в действие новый федеральный закон (№127-ФЗ от 26 октября 2002 года), который наложил дополнительные требования на арбитражных управляющих. Если раньше каждый арбитражный управляющий, назначенный судом, работал самостоятельно, то до окончания переходного периода (до 3 декабря нынешнего года) каждый управляющий обязан вступить в специальную саморегулирующуюся организацию профессиональных арбитражных управляющих, которая объединит конкурсных управляющих из ряда регионов. Общее число членов каждой такой организации должно быть не менее 100 человек. Цель нововведения — объединить арбитражных управляющих, организовать систему контроля за их деятельностью, систему личной защиты, содействовать в назначении на работу, регламентировать порядок деятельности. Каждая самодеятельная организация получит свой устав. Сегодня в Ярославской области активно работают 34 арбитражных управляющих. Ожидается, что в связи с нововведениями их количество сократится: возможно, не все из ныне действующих управляющих выдержат повышенные требования, которым нужно соответствовать при вступлении в организацию. К сегодняшнему дню арбитражный суд Ярославской области уведомили о приобретении статуса саморегулируемых организаций (СРО) 7 организаций. Одна из них — Российская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих. В составе этой СРО уже насчитывается 5 человек. Это Александр Николаевич Григорьев, Евгений Яковлевич и Дмитрий Евгеньевич Рынденко, Владимир Викторович Королев и Вячеслав Викторович Майоров. Александру Григорьеву выдана доверенность на право представлять интересы организации в 6 регионах: Ярославской, Ивановской, Костромской, Владимирской, Тверской и Вологодской областях. Официально он является руководителем филиалов организации в этих регионах. Объединение усилий дает членам саморегулирующейся организации арбитражных управляющих дополнительные преимущества. Обмениваемся опытом, возникает элемент взаимовыручки, зачастую разным управляющим приходится работать на одном и том же предприятии. Организация открыла в Ярославле свой офис — тел. (0852) 732732. Мы ставим перед собой цель не только успешно проводить процедуры банкротства, но и вырабатываем эффективную методику финансового оздоровления неблагополучных предприятий. Во многом этого удается достичь благодаря тесному сотрудничеству с кредиторами, областной и муниципальными администрациями. Рынок данных услуг в полной мере еще не востребован, и руководители осторожно идут на заключение контрактов по оказанию помощи в финансовом оздоровлении предприятий. Хотя арбитражный управляющий может провести анализ экономического положения, дать заключение о том, можно ли спасти предприятие как таковое, показать пути к этому. Опыт по-прежнему в цене Новое законодательство подразумевает возможность применения и старых наработок. Например, нами разработан ряд предложений и методик. В том числе: 1. Перечень мероприятий, которые должен проводить арбитражный управляющий при осуществлении той или иной процедуры банкротства (фактически это глубоко проработанная план-схема, включающая до сотни и более различных пунктов); 2. Положение о порядке и сроках продажи имущества; 3. Порядок принятия решений о проведении процедуры добровольного банкротства; 4. Положение о порядке и сроках передачи имущества в муниципальную собственность и т.д. На последнем положении хотелось бы остановиться подробнее. По старому законодательству муниципальные образования принимают объекты социального назначения в муниципальную собственность бесплатно в течение месяца со дня первого уведомления о том, что предприятие является банкротом и что необходимо подготовиться к приемке указанного перечня социальных объектов. Причем приемка должна была осуществляться без каких-либо условий по фактическому техническому состоянию объектов и сопутствующей документации. Судебные прецеденты Если в течение месяца приемки не произошло, предприятие-банкрот продолжает содержать социальные объекты. После предъявления в арбитражный суд соответствующего иска суды могут взыскивать стоимость затрат на содержание социальных объектов с муниципального образования. В России уже сложилась практика, когда подобные судебные процессы выигрывались в пользу арбитражных управляющих. В нашей деятельности так случилось при проведении конкурсного производства ОАО «Большесельский ПМК-1». Эта организация базировалась в поселке Дунилово в пяти километрах от райцентра. Практически все социальные объекты поселка: жилые дома, сети электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, газификации, очистные сооружения, котельная — все лежало на плечах ПМК. Значительная часть объектов (до 90 процентов) была передана в муниципальную собственность на этапе внешнего управления, когда муниципальным округом руководил Михаил Никитович Карман. Затем прошли выборы, округ возглавил Владимир Иванович Удачин. Новый глава отказался принять оставшиеся социальные объекты — около десятка аварийных домов и инженерные сети, потребовав перед этим восстановить давно утраченные правоустанавливающие документы на указанные объекты за счет предприятия-должника. Чтобы выполнить эти условия, требовалась значительная сумма. Денег на это у конкурсного управляющего не было. Против оплаты таких затрат высказались кредиторы. К тому же сами требования противоречили действующему законодательству. По данному факту конкурсный управляющий был вынужден обратиться в арбитражный суд. Суд признал неправомерность действий большесельской администрации. И в связи с тем, что конкурсный управляющий выполнил все положенные действия по передаче объектов, конкурсное производство вскоре было завершено решением суда. Очень жаль, что руководители некоторых муниципальных образований забывают, что объекты соцсферы обеспечивают жизнь обычных людей. И если беспардонно затягивать прием таких объектов в муниципальную собственность, пострадают именно эти люди. У предприятия-банкрота по понятным причинам просто нет средств на содержание объектов соцсферы на приемлемом уровне. Если глава с головой К счастью, руководство большинства муниципальных образований Ярославской области работает в тесном контакте с арбитражными управляющими. Особенно в вопросах приема-передачи социальных объектов. В связи с этим хочется особенно отметить главу Даниловского муниципального округа Андрея Владимировича Евтушенко, его ростовского коллегу Анатолия Константиновича Руденко и ярославского градоначальника Виктора Владимировича Волончунаса. Особенно активно такие вопросы решаются в сотрудничестве с ярославской городской администрацией. Так, при осуществлении конкурсного производства ФГУП «Завод «Альтаир», которое начато 11 ноября прошлого года, уже к середине весны в муниципальную собственность было принято более 230 имущественных объектов социального назначения. Данная соцсфера снабжает микрорайон Брагино и включает в себя огромную котельную, сети теплоснабжения, водоснабжения, газификации, канализации и т. д. длиной более 15,5 километра и другие обеспечивающие объекты: пожарное депо, насосные, компрессорные и т. д. Огромное спасибо руководству мэрии: Виктору Владимировичу Волончунасу и Владимиру Николаевичу Голову, директору департамента городского хозяйства Валерию Назаровичу Пенкину и заместителю начальника инженерного управления Владимиру Юрьевичу Хмелеву, а также работникам комитета по управлению муниципальным имуществом: Владимиру Демьяновичу Ерегину, Александру Васильевичу Варнаеву, Татьяне Борисовне Поздняковой и Елене Ивановне Борисовой. При их деятельном участии вопросы приема соцсферы Брагина были решены качественно и оперативно. Новый закон о банкротстве предполагает, что прием объектов соцсферы будет происходить уже не бесплатно. Сделки будут совершаться через троекратные торги. И даже если все три раза торги не состоялись — муниципальным администрациям придется платить деньги. При недостатке финансовых средств в муниципальных образованиях возникают большие сомнения, что вопросы передачи будут решаться оперативно. Тем более что по новому закону срок конкурсного производства ограничивается полутора годами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page