Противостояние двух ветвей власти Рыбинского округа — исполнительной и законодательной — существует давно. Долгих три года электорат наблюдал за амбициозными кульбитами членов местного совета депутатов. Не меньшие па выделывали глава округа и его административные подчиненные. Доходило до того, что главный финансовый документ округа — бюджет — принимался с опозданием в полгода, многие решения администрации блокировались при первом же обсуждении их народными избранниками, глава округа без согласования в совете депутатов выпускал в свет постановления. И все это только усложняло и так нелегкую обстановку в округе. Около месяца назад губернатор области публично высказал предложение о досрочном сложении полномочий обеими ветвями власти Рыбинского округа.
Совет депутатов это предложе- ние принял, конечно, без громких аплодисментов, но и без резких оппозиционных высказываний. Обсудили его, как водится, в тишине кулуаров и продолжили свою заседательскую деятельность. А вот глава Рыбинского округа не преминул с официальным ответом, разослав его во все имеющиеся в округе средства массовой информации. Борис Степанов обвинил Анатолия Лисицына в превышении своих полномочий, поскольку тот вмешивается в дела местного самоуправления. Не согласился глава и с тем, что в округе за время его правления сложилась кризисная ситуация, ведь статистические данные, наоборот, свидетельствуют о росте объемов производства в целом по округу на восемь процентов. Не без гордости в письме сказано о том, что «за период с 2000 по 2003 год в округе не зарегистрировано ни одного случая социального напряжения или массовых выступлений населения, вызванных недовольством политикой местного руководства». Кризиса власти, по мнению ответчика, также нет. В общем, в Рыбинске и его окрестностях тишь, гладь да Божья благодать, так что избирателям Бориса Степанова беспокоиться не о чем. Досидит глава в своем кресле до окончания срока, а там, возможно, опять выставит свою кандидатуру на выборах. В народе говорят, что оправдываются только виноватые. Вот и письмо первого лица округа больше походит на оправдание, причем весьма неубедительное. Не придали весомости и цифры. Статистика, как известно, наука лояльная. В ней всегда можно выделить нужный показатель. И об этом знает не только наш глава. А что касается отсутствия в книге регистраций случаев социальной напряженности, так они административным аппаратом просто не учитывались. Обстановка в округе накалялась не один десяток раз, и напоминать горожанам и сельчанам об этом нет необходимости, поскольку они не раз становились заложниками чиновничьего бездействия. Люди уже свыклись с мыслью, что у рыбинской власти правды не найдешь. Это и страшно. Прошлые выборы в органы местного самоуправления проходили достаточно сложно и обременительно для бюджетного кошелька. Слабая активность электората присутствовала именно в тех районах города, где существует больше всего проблем. По тем же избирательным округам долго не могли избрать депутата в местный совет депутатов. Псевдодеятельность нынешней местной власти якобы во благо избирателя, при этом не очень умело переплетенная с элементарным враньем, подорвала авторитет власти как таковой. А с таким приданым, согласитесь, будет очень сложно вступать в следующий четырехгодовой этап. К тому же у главы и его команды время на то, чтобы еще больше усугубить ситуацию, еще есть — до следующих выборов восемь месяцев. Хотя приблизить выборное время, несмотря на уверенность главы в его непоколебимости, все же можно. Еще год назад общественные организации поднимали вопрос о созыве референдума по отзыву главы. Сегодня избирателям осуществить отставку Бориса Степанова не позволит закон, запрещающий тревожить должностное выборное лицо в первый и последний год. Рассчитывать на разделение округа на городское и сельское муниципальные образования тоже пока не приходится. Это дело не одного дня и, вероятнее всего, не одного года. А вот внести изменения в устав Рыбинского округа, которые в итоге повлияют на изменение сроков выборов в органы местного самоуправления, возможно. Общественниками разрабатывается подобное предложение для рыбинского совета депутатов. Изменений предполагается всего два: упразднить должность главы округа как таковую, а будущего руководителя исполнительной власти назначать решением совета депутатов. В кандидаты на депутатство обычно идут люди, известные своими делами в конкретном избирательном округе. Жителям проще выбирать достойного из списка кандидатов. На пост главы округа баллотируются люди, зачастую малоизвестные на уровне Рыбинска и его окрестностей. Выбрать из списка достойного бывает очень затруднительно, поэтому галочка рядом с именем кандидата ставится порой методом тыка. Изменения в уставе округа значительно упростят эту процедуру и, возможно, оградят рыбинцев от случайностей. Разумное зерно в этих поправках есть. Ведь назначаемый руководитель округа при условии несоблюдения должностных обязанностей или нарушения условий контракта в любой момент может быть снят с должности. Согласитесь, что четырехлетнее господство на такой территории со сложной экономической инфраструктурой, какой является Рыбинский округ, может развратить любого, даже очень принципиального руководителя.