Наживка для избирателя

Выбирая депутатов всех уровней, мы не только исполняем свой долг в демократическом обществе, но и испытываем особое чувство причастности к управлению страной, областью, городом, районом, поселком… Кроме того, все предвыборные кампании превращаются в долгоиграющие шоу-сериалы. Они развлекают и потому приковывают к себе внимание.

ПОЛИТТЕХНОЛОГИ И АФЕРИСТЫ Даже после того как все свершилось, мы пристально следим за деятельностью депутата и очень часто в сердцах заявляем: «Эх, не того мы выбрали!» Почему так происходит? Во всем виноват образ… Команда кандидата представляет нам не человека, а рисует некий образ, который, по ее мнению, мы желаем увидеть в данный момент. Настоящие политтехнологи в отличие от аферистов часто попадают в точку. Правда, в этом случае проигрываем мы. Через какое-то время, безусловно, становится ясно, что представленный образ совсем не соответствует действительности, но, как говорится, поздно пить боржоми, почки-то уже отвалились. НЕ БЫТЬ, А КАЗАТЬСЯ Выборы в Государственную думу. Бесспорный фаворит в своем округе — журналист-разоблачитель зарвавшихся чиновников любого ранга, борец за справедливость. Его хорошо знают, он популярен. По всем исследованиям, проведенным накануне выборов, он должен был победить, но этого не произошло. Выиграл фактически неизвестный до сих пор человек. Он появился ниоткуда. Если бы он жил и трудился под пристальным оком избирателя, то, скорее всего, никто за него и не проголосовал бы. В нашем же случае народу искусно помогли увидеть то, что ему хотелось в данный момент. Что, тот правдоискатель? Этот тоже, говорят, борец с коррупцией. Хочется же во что-то верить. Верить во что-то хорошее хочется всегда, тем более во время предвыборной кампании, когда появляется надежда на перемены к лучшему. Удачно слепленный образ — и все, ты избран. Не надо быть, требуется лишь казаться. Почему проверенного огнем и медными трубами журналиста-правдоискателя проигнорировали и устремили свои надежды то ли на десантника-пограничника, то ли на спецназовца-предпринимателя? Все очень просто. Существовала боль за оплеванного и осрамленного в предыдущие годы человека в военной форме. Как раз во время предвыборной кампании шли бои с чеченскими террористами в Дагестане. Наш десантник-спецназовец, совсем недавно вместе со своей армией преданный и осрамленный, теперь реабилитировался. Хотелось верить, что он способен на гораздо большее. Вот так же, как с боевиками, он разберется с коррупционерами и жуликами, наведет долгожданный порядок в стране по справедливости. Удачный в тот момент образ фактически самостоятельно работал на победу кандидата, его можно было даже не показывать живьем. У политтехнологов это считается высшим пилотажем. ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Безусловно, далеко не все, кто занимается предвыборными технологиями, — первоклассные специалисты. Эти методики в определенном смысле шаблонны, но применять их все равно надо творчески. Не всем это дано. Следуя же лишь инструкциям, можно попасть впросак. На последних выборах областного и ниже уровнях огромная группа кандидатов оказалась за бортом лишь потому, что чересчур увлеклась всевозможными обещаниями и забыла про эмоциональную привлекательность своего образа. Не принесшая успеха тактика будет сниматься с вооружения. Под каким знаком пройдут нынешние выборы? Хотелось бы увидеть торжество здравого смысла, но уж… БЕЗВОЗМЕЗДНАЯ УТРАТА Когда рассматриваешь пожелтевшие листовки претендентов, возникает чувство безвозмездной утраты. Надо же, от чего отказался наш народ, превратившийся в неверующего Фому. Из-за невозможности повернуть время вспять даже считать не хочется, скольких бань, мостов, километров дорог и прочего нужного мы лишились. Так, мышкинцы и большесельцы почему-то не поверили, что лишь один конкретный человек будет успешно «способствовать решению вопросов строительства наплавного моста через Волгу и ремонта очистных сооружений». И в результате ни очистных, ни наплавного моста. В Дзержинском районе обещанных кандидатом Владимиром Гавриловым телефонов-автоматов в Норском всерьез как не ждали, так до сих пор этого и не делают. Радужная перспектива сделать сообщение прямо на свежем воздухе в другой конец города не смогла перевесить чашу весов на выборах. НЕ ТО ОБЕЩАЛИ Кроме того, жители этого района отвергли предложенный Михаилом Морозовым «здоровый образ жизни нам самим и нашим детям», а также не поддержали Андрея Волкова с его идеей «запретить строительство гаражей в непосредственной близости от жилых массивов». В самом деле, разве это их больше всего волновало тогда, да и сейчас? У большинства местных автолюбителей обратная проблема. Им до своего гаража, расположенного на золоотвале, то есть на огромном расстоянии от жилых домов, приходится слишком долго добираться. Лишились мы и возможности решить гораздо более серьезную, ключевую проблему для масштабов Ярославля. Где гарантия, что знающий о существовании дополнительных возможностей для пополнения городской казны Сергей Балабаев поделится ими с мэром Виктором Волончунасом? Полной уверенности нет, что хотя бы некоторые «секреты» Балабаев не постарается приберечь на следующие выборы. СОЛО НА УНИТАЗЕ Самой, пожалуй, мелкой конкретикой в те выборы увлекся железнодорожник Анатолий Клочихин. Его предвыборный штаб пытался доказать жителям Фрунзенского района Ярославля, что без Клочихина будет невозможно «устранение неисправностей в системах водоснабжения и канализации, обеспечивающее их удовлетворительное функционирование, замена прокладок, набивка сальников у водозаборной арматуры с устранением утечки, уплотнение сгонов». Далее читать без слез листовку, которая по замыслу предвыборного штаба должна была переломить ход борьбы, вообще невозможно. В ней идет речь о весьма специфических услугах: «устранение течи или смена гибкой подводки присоединения сантехприборов, смена выпусков, переливов сифонов, участков трубопроводов к сантехприборам, замена резиновых манжет унитаза, подчеканка раструбов, регулировка смывного бачка…» Так что если у вас плохо работает унитаз, знайте, что это происходит потому, что вы не выбрали Клочихина в областную думу. Практика показывает, наш избиратель способен поверить во многое, чуть ли не во что угодно, но все-таки у его воображения есть предел… Возникают подозрения, что предвыборную команду Клочихина кто-то перекупил, и своего кандидата она начала последовательно сплавлять с помощью нелепых обращений к унитазам… За ними померк привлекательный образ честного чекиста и борца с налоговыми нарушениями. Ведь Клочихин успешно трудился в ФСБ и налоговой полиции. Эти козыри так и не были достойно введены в игру. КТО ПЕРЕКУПИЛ Конкурентов у Анатолия Клочихина было всего два: аграрий Сергей Замораев и генеральный директор ОАО «ТИИР» Михаил Левит. Команда последнего работала очень пассивно. Она рассчитывала на здравый смысл избирателя. Успешное, в меру богатое предприятие Левита находится в жилом массиве. Оно и так много делает для местных жителей. Если его директор станет областным депутатом, то из него можно будет вить веревки. Избиратель должен был сам до этого дойти. Это более чем последовательно, если принять во внимание, что Михаил Левит проживает с семьей буквально за забором своего предприятия. КОЧАНЫ ОТ КОРМИЛЬЦА Выбирали же, следуя этой логике, много лет директора шинного завода только за то, что он директор. У российского избирателя есть такая привычка. В случае же с Левитом врожденная и имеющая объективную подоплеку любовь нашего избирателя к директорам местных предприятий не сработала. Увидели кормильца в другом. Очень искусно утянул на себя одеяло аграрий Сергей Замораев. Его победа — пример для подражания. К Фрунзенскому району он и его сельхозкооператив никакого отношения не имеют. Замораев в отличие от большинства выбравших его даже живет не в многоэтажном муравейнике, а в коттедже. Тем не менее он победил. Феномен? В то время у многих россиян, в том числе и у ярославцев, существовала боязнь якобы надвигающегося голода. В Замораеве в очередной раз увидели кормильца, который в случае чего спасет своего избирателя. Кандидат собственноручно раздавал в округе кочаны капусты, рядом с его портретом рекламировалась рассада этой же культуры, бабушка в СМИ рассказывала, что каждое утро к ее подъезду подгоняется бочка с молоком от Замораева. Создавался образ кормильца. ПЛЮС СТАЛЬНЫЕ ДВЕРИ На уровне подсознания, видимо, все более или менее натуральные продукты у избирателя связывались с Замораевым. Плюс в отличие от Клочихина Замораев обещал не исключить течь в унитазах, а обеспечить дома стальными дверями. В то время это была заветная мечта многих ярославцев, которые в страхе быть взорванными чеченскими террористами дежурили по ночам у входных дверей своего дома. Очень привлекательный получился образ у Сергея Замораева. Насколько он соответствует действительности, избиратели, видимо, скажут на нынешних выборах. КТО ПОБЕДИТ Какой образ депутата будет соблазнительным в предстоящей избирательной кампании? Опытные политтехнологи, естественно, пожелавшие остаться неизвестными, предсказывают, что если ситуацию упрощать, их будет два. Первый — борец-правдоискатель, второй — удачливый проситель-выбиватель дополнительных средств для региона, района, микрорайона. Как разновидность последнего образа возможен вариант, что кандидат якобы сам располагает приличными денежными суммами и готов ими поделиться с избирателями. Идеальный вариант, когда претендент сумеет создать себе имидж борца и доставалы одновременно. Есть хоть один шанс в свою очередь победить политтехнологов? Безусловно. Достаточно не обращать внимания на образ, который они усиленно будут рисовать, а смотреть на кандидата глазами начальника, выбирающего себе специалиста, работника. УШЛИ С ФАЛЬСТАРТА Фактически предвыборная кампания в нашей области началась. Уже для проталкивания определенных лиц сформировано несколько штабов политтехнологов. Они, называя нас, людей, несколько презрительно электоратом, рисуют мудреные графики, ведут социологические исследования, пытаясь проникнуть в наше сознание, и изобретают образы, за которые будут прятаться кандидаты. И за эти мыльные пузыри образов получать очень и очень приличные деньги. Мы вполне способны нейтрализовать этих специалистов и к следующим выборам оставить без работы. Хотя бы для собственного развлечения стоит попробовать это сделать. Наша задача — не попасться на искусственную наживку этих политрыбаков. Итак, для нас будут лепить образ, а мы должны сквозь него увидеть суть.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям