Каков владыка — такова и епархия

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий — личность на Ярославщине известная. Он был строителем, духовником и экономом в ярославском Толгском монастыре, а с апреля 1991 года по январь 2000-го являлся наместником ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Благодаря его трудам монастырь встал из руин, и сегодня он — один из духовных центров Ярославской епархии. 3 октября у владыки Евстафия день тезоименитства.

Владыку очень любят и уважают в Ростове Великом, несмотря на то, что уже четвертый год он живет в далекой Чите, на расстоянии 6000 километров и шести часовых поясов от Ярославской земли. Великолепие архитектур- ного ансамбля Яковлевско- го монастыря напоминает о трудах владыки в Ростове, в Забайкалье же таких древних памятников просто никогда не было. Сам город Чита основан ровно 350 лет тому назад русскими казаками — нынешний год юбилейный, и православие не имеет здесь многовековой истории. В советское время практически все храмы были уничтожены. Единственный действовавший храм, сейчас он главный в Чите, располагается в бывшей католической часовне и напоминает вполне приличную деревянную сельскую церковь. В последние годы открылось еще несколько, в приспособленных помещениях. «По диким степям Забайкалья…» — какой русский человек не знает слов этой задушевной песни. Между тем здесь до сих пор в изобилии есть и бродяги, и горы, и золото вкупе с прочими полезными ископаемыми. К сожалению, богатая Забайкальская область всегда рассматривалась центром как сырьевой придаток и место ссылки. Автор этих строк попал в тюрьму, не пробыв в Чите даже недели, по благословению владыки. Священники регулярно посещают места заключения, которых немало и в самом городе, и в области. Разного рода заключенные и их потомки — важная составляющая местного демографического спектра. Первая в Читинской области железнодорожная станция Петровский Завод встречает проезжающих огромным мозаичным панно с изображением людей в изящных костюмах пушкинской эпохи и в кандалах. Преступники-декабристы — самые яркие фигуры в истории Забайкалья. Названия главных читинских улиц носят имена связанных с этими местами героев революции и местночтимых деятелей РСДРП. Однако облик многочисленных сохранившихся островков старинной застройки хранит память о временах Белой империи. К сожалению, некоторые старинные особняки, например, управление Забайкальского казачьего войска, со времен верховного правителя Колчака и мятежа белочехов реставрации, похоже, не подвергались. В Чите много военных, потому что регион пограничный — именно здесь ввозится в Россию 60 процентов всего китайского импорта — и стратегически важный. Военные здесь не стесняются ходить в храм, строить храмы в частях, потому что близость ненадежных соседей обязывает быть всегда готовыми к защите Родины, в том числе и морально. Коренное население Забайкалья — буряты. Табличка на стене местного «серого дома» гласит, что в этом здании в 1918 году съездом «рабочих, казачьих, крестьянских и бурятских депутатов» была провозглашена советская власть. Наметанный глаз сможет отличить бурят от очень похожих китайцев, которых здесь немало. Даже предъюбилейную реконструкцию центральной площади с гранитным изваянием бессмертного вождя выполняют китайские рабочие. Характерный штрих: бывший наместник Спасо-Яковлевского монастыря после архимандрита Евстафия отец Димитрий заключил договор с местным предпринимателем на починку крыши храма в одном из микрорайонов Читы, где он теперь служит. Но рабочие-китайцы, узнав, что придется ремонтировать церковь, работать наотрез отказались… В епархию владыки Евстафия входят три субъекта Федерации: Читинская область, Республика Бурятия и Агинский Бурятский автономный округ. По территории это раз в тридцать больше Ярославии. Епархия миссионерская. Практически это означает, что храмы были только в Чите и Улан-Удэ, остальные приходы — новооткрытые. Церковную утварь и книги взять просто негде и не на что, поэтому епархия сама вынуждена всех снабжать. Понятно, что здесь архиерей не ожидает, что батюшка при посещении прихода вручит ему конверт с десятью тысячами, а сам думает, чем и как можно помочь. Владыка Евстафий практически на пустом месте открыл три монастыря: мужской — на берегу священного Байкала, женские — в Бурятии и недалеко от Читы. Самым главным и масштабным епархиальным проектом является строительство кафедрального собора в Чите, в центральной части города, на вокзальной площади. Это будет самый большой храм за Уралом. Строительство иначе как чудом нельзя назвать: владыке удалось преодолеть холодность местных властей, решить вопросы землеотвода и финансирования. До зимы будут закончены своды, а регулярное богослужение в нижнем храме начнется уже через год. Владыку Евстафия здесь очень любят за его молитвы, слова и дела. Его голос доходит до сердец самых далеких от церкви людей. Вдохновенные проповеди владыки касаются важнейших вопросов духовной жизни каждого человека. Его голос и интонации действуют не меньше, чем слова. Именно побуждение к духовной жизни является, по убеждению владыки, самым действенным средством для пробуждения истинно русского самосознания. Не в его стиле твердить с амвона политизированные лозунги. Епископ сам всегда во главе всех больших и малых церковных мероприятий. Регулярно совершаются молебны в строящемся соборе, богослужения в старом храме, а также в приходах бескрайней епархии. На сопках с четырех сторон города воздвигнуты кресты, которые раз в год посещаются во время крестных ходов во главе с владыкой. Прошлой весной на склоне одной из сопок над городом была поставлена прекрасная часовня в виде колокола, которая уже стала достопримечательностью. Местные средства массовой информации, которые в общем занимают нецерковную позицию и стараются держаться в стороне от религиозной проблематики, к владыке относятся уважительно. Единственный упрек в его адрес был связан в свое время с резким противлением строительству собора со стороны «непримиримых атеистов». В мздоимстве, торговле своими изображениями и т.п. никому никогда в голову не придет обвинить владыку, потому что ничего такого и близко в Чите нет. Епархиальная газета (тираж 7400 экз.) не пестрит портретами правящего архиерея во всех форматах и ракурсах, но повествует о жизни епархии и всей церкви. Известно, что именно от епископа решающим образом зависит жизнь епархии. Большинство архиереев поставляется из наместников монастырей (как владыка Евстафий), некоторые — из ученых монахов, некоторые были церковными администраторами, некоторые служили на приходах, иные всю жизнь проходили в архиерейской свите… Какой архиерей — такая и епархия. Это очень ярко подтверждается на практике. Последние из почитаемых и любимых народом ярославских архиереев, митрополит Иоанн и архиепископ Михей, каждый по-своему воплотили перед лицом своей паствы высокий идеал архиерейского служения. Владыка Евстафий — по-своему. Читинская епархия очень похожа на монастырь со строгим уставом и мудрым игуменом во главе. Владыка вникает во все вопросы жизни епархии, щедро награждает достойных, строго наказывает провинившихся. Чита, конечно, очень далеко от центра России, однако множество духовных чад из Москвы, Ярославля и, конечно же, Ростова, регулярно бывают здесь, невзирая на долгий путь. На снимке: епископ Читинский и Забайкальский Евстафий (в миру Евдокимов).

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям