Закон о гражданстве: кто виноват и что делать?

«Смотрите, завидуйте, я — гражданин Советского Союза». Эти слова Маяковского знал наизусть каждый. И мы, родившиеся и выросшие в Советском Союзе, именно так себя и ощущали — гражданами единой страны.

Прошло почти двенадцать лет с момента распада Со- ветского Союза. Подрастает поколение граждан России, Казахстана, Украины, Белоруссии и других бывших республик СССР. Эти мальчишки и девчонки никогда не были гражданами СССР, и события далекого для них 1991 года они будут изучать на уроках истории. А что же происходило и происходит с теми людьми, которые были гражданами Советского Союза? Принятый в 2002 году закон «О гражданстве» миллионы людей сделал просто никем. Но обо всем по порядку. До лета прошлого года действовал закон о гражданстве, принятый в 1991 году, после распада СССР. В тех обстоятельствах возник закономерный вопрос: как оформлять российское гражданство. Вот и был принят закон, одной из особенностей которого стал упрощенный порядок: человек приходил в отделение милиции, показывал паспорт с пропиской и получал вкладыш о гражданстве России. Хотя в конце 90-х годов в этот закон вносились изменения, он все равно устарел. После принятия в 1993 году новой Конституции ряд норм закона перестал ей соответствовать. К тому же был накоплен почти десятилетний опыт применения закона 1991 года со всеми его плюсами и минусами. Поэтому в 2001 году президентом России на рассмотрение Государственной думы был представлен новый закон, подготовленный группой экспертов под руководством академика О. Е. Кутафина. Этот документ соответствовал Европейской конвенции о гражданстве. В качестве члена думского комитета по государственному строительству я отвечал за подготовку законопроекта. Все шло хорошо, но буквально накануне второго чтения были внесены чудовищные поправки, которые поставили миллионы людей в очень сложное положение, а сам закон претерпел концептуальные изменения. После принятия этих поправок миллионы людей оказались в тяжелых условиях. Во-первых, это люди, которые легально въехали в Россию, бывшие граждане СССР или их потомки, но которые по разным причинам не оформили гражданство в так называемом порядке признания с 1991-го по 2000 год. Вторая категория — это те люди, которые не могли оформить гражданство в порядке признания по формальным признакам, так как, например, они родились не на территории России или не были там прописаны. Например, это русские люди, родившиеся в Казахстане, Узбекистане или Туркмении, потому что их родители оказались в эвакуации во время Великой Отечественной войны, восстанавливали Ашхабад или Ташкент после разрушительных землетрясений или поднимали целину. Потом они приехали в Россию, получив в российском консульском учреждении вкладыш в паспорт СССР, завели здесь семьи, многие отслужили в Российской армии, обзавелись хозяйством, не подозревая о том, что они — не граждане РФ, до тех пор, пока не пришлось получать российский паспорт нового образца. Не говоря уже о том, что претендовать на получение российского гражданства по этому закону они могли только через пять лет после получения вида на жительство. В ужасном положении оказались сотни тысяч пожилых людей, давно перебравшихся в Россию к детям или другим близким родственникам. Эти люди спокойно жили по уже упоминавшимся консульским вкладышам, которые в одночасье были объявлены недействительными; им было настоятельно рекомендовано вернуться, например, в Казахстан, получить казахстанский паспорт, написать заявление о выходе из гражданства Казахстана и только потом начать оформлять гражданство России. Нетрудно догадаться, что большинству пожилых людей просто не хватит остатка их жизни на прохождение всех этих процедур. В такой же точно ситуации оказались тысячи военнослужащих Российской армии. В течение года, прошедшего с момента вступления закона в силу, разыгралось такое количество человеческих драм, что впору издавать отдельную «черную книгу» этих историй. Парень, отслуживший в армии и воевавший в Чечне, не может зарегистрироваться в квартире своих родителей и устроиться на работу. Малыш родился в российском роддоме, в браке, зарегистрированном в российском ЗАГСе, однако его мама и папа не были гражданами России в том смысле, какого требует вступивший в силу закон. Депутатская почта и пресса изобилуют такими сюжетами. Люди приобретали в собственность землю, а потом оказалось, что «ино-странцы» землей владеть не могут… В апреле этого года все наши поправки, которые могли бы существенно улучшить положение этих людей, были провалены думскими «центристами». Мотивы? На первый взгляд, патриотические и охранительные: «Мы хотим оградить страну от наркоторговцев, бандитов, террористов, ваххабитов, шпионов». Кто бы спорил! Конечно, среди миллиона людей, которые въезжают на территорию России, к сожалению, наверняка есть и наркоторговцы, и бандиты, и шпионы. Но их-то как раз и не остановишь даже самым драконовским законом о гражданстве. Они-то найдут способ преодолеть все препоны, дадут взятку — и порядок. А вот огромное количество добропорядочных людей оказывается в сложном положении. Наконец, в ежегодном послании Федеральному собранию президент России прямо потребовал исправить ситуацию с законом о гражданстве. Правда, чиновникам потребовалось еще пять месяцев на то, чтобы после прямого указания главы государства написать пять страниц поправок. 23 сентября поправки президента поступили в Государственную думу и уже в ближайшее время будут приняты. Радикально упрощается прием в гражданство (без пятилетнего проживания) лиц, имеющих родителей — граждан РФ; лиц, родившихся на территории РСФСР; лиц, получивших высшее или среднее специальное образование в России после 1 июля 2002 года. Поправки предусматривают отмену вида на жительство для лиц, прибывших на территорию РФ до 1 июля 2002 года. Без вида на жительство и пятилетнего проживания принимаются в гражданство лица, проходившие военную службу в Российской армии не менее трех лет. Эти поправки в случае их принятия позволят не только улучшить положение пожилых людей, о которых я уже упоминал, но и привлечь в Россию молодых. А для России это жизненно важно. Законы пишутся и принимаются парламентом, которому граждане, избравшие депутатов, доверили эти полномочия. Законы, затрагивающие миллионы людей, должны широко обсуждаться в парламенте и в обществе. Законы, внесенные президентом, не должны «исправляться» спецслужбами в режиме тайных операций. Надеюсь, эта история пойдет на пользу всем, но в первую очередь тем людям, в интересах которых закон будет исправлен.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям