Эхо любви для зои павловны

«Отвори ты мне, море, калитку в затонувший родительский дом…» — это строки стихов поэтессы из Пошехонья Зои Павловны Горюновой.

ЗАТОНУВШАЯ РОДИНА Ее малая родина — село Вольское, то, что осталось на дне Рыбинского моря. Детская память хранит воспоминания о тех трагических днях, а боль переплавляется в волнующие душу стихи. Военное, не очень сытое детство, дежурство в госпитале, сбитый над Рыбинском самолет и прощание с летчиком, куда водила ребятишек учительница — все это будто картинки в калейдоскопе. Учеба в Пошехонском пед-училище и первое расставание с родиной — отъезд на работу по направлению. А потом возвращение и целая жизнь здесь, в деревне, где она создала семью, построила свой дом, родила и выучила двоих дочерей. Именно в этом доме дольше всех в деревне горит свет — Зоя Павловна работает, пишет стихи или заметки о земляках в районную газету «Сельская новь», селькором которой она является уже более пятидесяти лет. Она человек увлеченный и увлекающийся, но есть в ее жизни дело, которому она отдала лучшие годы своей жизни. Зоя Павловна — учитель. Более двадцати шести лет она была у руля всей школьной жизни. ШКОЛА — ЕЕ СУДЬБА Она возглавила нашу Кладовскую школу, когда ей еще не исполнилось и тридцати. Я была ее ученицей и потом работала под ее началом. Каким Зоя Павловна была директором? Строгим? Да! Но она умела и жалеть, понимать боль маленького сердца. Беспощадным? Иногда. Но она умела любить и давать детям крылья. Спросите выпускников тех лет, и они скажут, что боялись ее, но еще скажут, что за это ее и уважали! Сегодня даже трудно объяснить, как удавалось ей, маленькой, худенькой, тогда еще совсем молодой, держать в руках школу. Именно держать. Большие классы, учительницы — десятиклассницы, разбросанность деревень, неустроенность учительского быта. Самый острый вопрос во все годы — кадры. Кто поедет в деревню? Если выпускник педучилища — ура! А чаще студенты-заочники, которые, едва закончив институт, уезжали по городам, вспоминали школу добром, писали ностальгические письма, но не возвращались. На их место приходили новые, и она опять учила, учила, учила. Так проанализировать урок, как это делала Зоя Павловна, не мог ни один инспектор, даже очень строгий. Посещения уроков директором были очень частыми, мы стояли в учительской за камином и тряслись от страха: к кому сегодня? Почему же по прошествии лет учителя, начинавшие работать у Зои Павловны, возвращаются с благодарностью за то, что научила работать, приучила к добросовестности, порядочности, поиску? Да и тряслись-то мы не потому, что боялись разгона, а потому, что боялись не услышать похвалы, потому что заметить хорошее, даже самую крохотную педагогическую находку на уроке, она умела. Она любила талантливых учителей и очень верила в способных, помогала им расти, не спускаться на грешную землю, а все время стремиться в небо. И из них выросли благодаря ее стараниям настоящие учителя-асы — Николай Павлович Рябков, Светлана Александровна Ткаченко, Мария Алексеевна Иванова, Ольга Александровна Шаброва, Вера Павловна Киселева, Ольга Николаевна Рюмина. Да мало ли их еще, кто в жгучей печали учительских будней тысячи раз клялся бросить школу, не омрачать свои дальнейшие дни неудачами и разочарованиями и не смог: однажды увидев перед глазами ее пример, полюбил эту профессию навсегда. Зоя Павловна — романтик по натуре, у нее крепкое комсомольское прошлое, она много лет была комсоргом, любила эту работу, задор, до сих пор остается комсоргом и по характеру, и по убеждениям. ПРОЩАЛЬНЫЙ ГИМН Счастье, если посещают школу люди, светлые и душой, и умом. Зоя Павловна Горюнова из их числа. Грустно, что время неумолимо, энергии и замыслов было еще много, но с каждым годом приближался рубеж, за которым пенсия. А ей хотелось успеть сделать главное дело своей жизни, ей хотелось построить новую школу. Все было, как в известной сказке — «старая-то совсем износилась»: каждый год разваливались печи, проваливались полы, сыпалась штукатурка. Именно в эти последние годы она поняла, что может. В это время место председателя нашего колхоза занял ее выпускник Виктор Павлович Глебин. Их желания совпали — он тоже мечтал осчастливить деревню новой школой. Что такое стройка хозспособом, знает только тот, кто этим способом строил. Но вопреки всему новая школа в Кладове появилась — с водопроводом, отоплением, канализацией. Первого сентября 1988 года состоялось открытие школы с цветами, поздравлениями, разрезанием ленточки, а через два месяца Зоя Павловна оставила директорское кресло. Этот день в конце октября собрал в коридоре всю школу. От первоклашек до выпускников, от учителей до уборщицы — все пели «Эхо любви», прощальный гимн. Зоя Павловна отдавала свою школу в другие руки. Никто и не заметил, легко ли, трудно ли, с горечью ли, облегчением ли переступила она эту грань, но за этой гранью, казалось, навсегда осталась Кладовская школа эпохи романтизма. ПОСЛЕСЛОВИЕ И вот прошло пятнадцать лет. 27 октября Зоя Павловна Горюнова отметит свое семидесятилетие. Она по-прежнему молода и интересна, живет насыщенной жизнью и не признает туфель без каблуков. Она пишет прекрасные стихи о любви, ведет обширную переписку, встречается с интересными людьми. А этим летом она ездила в Москву на вручение премии А. И. Солженицына нашему земляку Юрию Михайловичу Кублановскому по его личному приглашению. Многие годы Зоя Павловна ведет дружескую переписку с московской писательницей Ириной Ивановной Стрелковой. В прошлом году Ирина Ивановна опубликовала эту переписку в журнале «Родина». У Зои Павловны три внука и внучка Анечка, которая живет в Ярославле, но обожает отдыхать у бабушки и ловить рыбу в пруде около дома. Зоя Павловна известный и уважаемый в Пошехонском районе человек. А этим летом на Дне города ей было присвоено звание «Почетный гражданин Пошехонского муниципального округа». Зоя Павловна по-прежнему любит школу, приходит к учителям, встречается с ребятами — она прекрасная рассказчица. А в юбилейные дни в школе опять прозвучит «Эхо любви». Жизнь продолжается.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page