Мать-волга заняла место рабочего и колхозницы

Впервые за шестьдесят четыре года застывшие в неукротимом порыве «Рабочий и колхозница» покидают свой пост возле Всероссийского выставочного центра в Москве. Стальные символы СССР отправляются на реставрацию. Между тем десятиметровый пьедестал напротив главного входа бывшей ВДНХ предназначался для них всего лишь как временное пристанище перед дальней дорогой на Верхнюю Волгу. Навеки неразлучная пара должна была взметнуть серп и молот возле шлюзов Рыбинского гидроузла.

ТРИУМФ В ПАРИЖЕ Ночью на исходе марта 1937 года прямо в цех завода Центрального НИИ машиностроения въехала черная легковушка. Сначала лучи фар уперлись в гигантские ботинки, затем по мере продвижения вперед свет стал отражаться от металлических брюк и платья укрытых темнотой великанов. Директор завода включил прожекторы — и стальные гиганты глянули с высоты 15-метрового роста на невысокого человека во френче и фуражке. Покуривая трубку, он в полном молчании обошел вокруг них. Потом также молча сел в машину и уехал. А все, кто имели хоть какое-то отношение к статуям, места себе не находили от волнения. Утром на завод позвонил архитектор Борис Иофан — автор проекта павильона Советского Союза на Международной выставке достижений науки, техники и искусства ХХ века, которая открывалась в Париже в мае 1937 года. Борис Михайлович сообщил: — Правительство очень довольно. У всех словно глыба с души свалилась. Ведь в ту весеннюю ночь «Рабочий и колхозница» удостоились внимания Иосифа Сталина. Двадцать минут, что он пробыл с ними, определили их дальнейшую судьбу. Вера Игнатьевна Мухина — творец скульптурной группы — впоследствии так описала свои ощущения: — Еще работая над моделью, я предчувствовала окончательный результат, тем не менее я была взволнована, увидев мое произведение законченным. «Даешь!» — под этим девизом в 1930-е годы повсеместно трудились советские люди. Не стала исключением и работа Веры Мухиной над образами представителей рабочего класса и колхозного крестьянства, которые во всей красе предстали взору восхищенной публики в день открытия Международной выставки 25 мая 1937 года. Ровно год составил промежуток времени между их замыслом и триумфом. Вера Мухина получила с нарочным пакет из Совнаркома СССР 22 мая 1936 года. Наряду со скульпторами Матвеем Манизером, Иваном Шадром, Николаем Андреевым ей надлежало принять участие в закрытом конкурсе на создание скульптурной композиции, которая бы конкретизировала главную идею советского павильона и доминировала в его ансамбле. Победил проект Мухиной. 11 ноября 1936 года он был одобрен правительственной комиссией во главе с Вячеславом Молотовым, а уже 20 декабря гипсовая модель размером 1 метр 64 сантиметра была в основном закончена и передана на завод ЦНИИ машиностроения. Главный инженер этого научно-исследовательского института Петр Николаевич Львов предложил использовать при изготовлении скульптуры листы из нержавеющей хромоникелевой стали — совершенно нового сплава, отличавшегося податливостью в обработке и особой прочностью. Листы крепились на специальный каркас-скелет. Он же разработал оригинальный метод увеличения размера модели композиции в 15 раз, т. е. до 24,5 метра от основания до высшей точки — конца серпа. Общий вес металлической оболочки составил 9 тонн. Скептики, отвергая идею Львова, предлагали для форсажа изготовления скульптуры использовать гипс и даже фанеру. Вера Мухина, увидев в Петре Львове единомышленника, доверилась ему и рискнула использовать предложенный им материал. После одобрения правительством скульптурная группа была разобрана на 65 частей и целым железнодорожным составом — в 28 пульмановских вагонах — в апреле доставлена в Париж. К 1 мая 1937 года «Рабочего и колхозницу» установили на 34-метровом здании-постаменте, закрепив в руках серп и молот. Как раз напротив советского павильона располагался германский павильон. Немецкие архитекторы до последней возможности тянули с окончательным монтажом символики, желая выведать замысел «большевиков». Когда это удалось, они экстренно изменили первоначальный проект. Конструкция, на которую водрузили имперского орла со свастикой, была значительно выше, чем планируемая. В итоге орел на верхотуре смотрелся весьма жалко. А «Рабочий и колхозница», по сути дела, обеспечили успех павильону СССР, интерьер которого отнюдь не блистал научно-техническими изысками. Газеты и журналы печатали фотографии скульптуры, она тиражировалась во множестве сувениров. Во время выставки к Вере Мухиной подошла французская журналистка: — Мадам Мухина, я написала призыв к французским женщинам добиваться, чтобы скульптура осталась в Париже как символ творческой природы женщины. Как вы на это смотрите? Несмотря на фурор, Вера Игнатьевна не хотела, чтобы «Рабочий и колхозница» стали эмигрантами. Она верила, что они займут достойное место на Родине. «ВОЛГА» РАСПАХНУЛА ОБЪЯТИЯ МОРЮ В октябре 2001 года в фонды Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника поступил архив архитектора Дмитрия Ефремовича Морозова. Ценнейшие документы, включая 528 фотографий, передал его зять, москвич Владимир Петухов. По проектам Морозова в 1937 — 1951 годах был построен Шекснинский комплекс сооружений Волгостроя — здание Рыбинской гидроэлектростанции, клуб и жилые дома в поселке ГЭС. В 1951 году за участие в разработке архитектурных проектов Волгостроя он был удостоен Сталинской премии. Фотографии из морозовского архива — документальная летопись Волгостроя-Волголага. Два снимка дают исследователям точный ответ, куда предназначались «Рабочий и колхозница» после триумфального возвращения домой из Парижа. На них изображен — вид спереди и сзади — гипсовый макет всемирно известной скульптуры, выполненный Верой Мухиной для установки перед шлюзом Рыбинского гидроузла. Когда ее «стальные дети» очаровывали парижан и гостей Международной выставки, на Верхней Волге кипела грандиозная стройка. В течение пятилетки намечалось создать Угличский и Рыбинский гидроузлы, обуздать три реки — Волгу, Шексну и Мологу, сотворить самое большое в мире — около 5000 кв. километров — Рыбинское водохранилище, переселить из зоны затопления на новые места 130000 человек, построить двухниточный шлюз оригинальной конструкции, рабочие поселки с развитой инфраструктурой. Сооружения гидроузлов должны были стать олицетворением сталинской эпохи с громадой планов и свершений. Перед архитекторами стояла задача передать «в образе каждого сооружения пафос и героику, идейную насыщенность» того времени. В августе 1939 года был отпечатан двухтысячным тиражом спецвыпуск газеты «Большая Волга» под названием «Архитектурные сооружения Волгостроя». Опубликованные там архитектурные проекты представляли собой окончательный вариант, предназначенный для строительства. На 2-й странице издания есть рисунок с пояснительным текстом: «Скульптура «Рабочий и колхозница» работы скульптора В. И. Мухиной. Группа из нержавеющей стали предполагается к установке на нижней голове Рыбинского шлюза». В разделе «Рыбинский гидроузел» дан чертеж нижней головы шлюза (ст. архитектор Д. Б. Савицкий, архитектор М. Л. Шпекторов) с установленной там скульптурной композицией «Рабочий и колхозница». Нельзя однозначно сказать, приезжала ли Вера Игнатьевна в Рыбинск в период строительства гидросооружений. Как правило, архитекторы и скульпторы сверялись на местности, каким образом будут расположены их творения. Безусловно, скульптор Мухина встречалась с архитекторами Савицким и Шпекторовым. В журнале «Искусство» N 11, 1989 год, опубликован тот же чертеж, что и в газете «Большая Волга» за 1939 год. Подпись к рисунку недвусмысленная: «В. Мухина. Проект установки группы «Рабочий и колхозница» на Рыбинском гидроузле. Карандаш. 1937 — 1938 годы». Возле шлюзов готовили место для установки скульптурной пары. А до поры до времени ее установили возле главного входа открытой в 1939 году Выставки достижений народного хозяйства СССР в Москве. Соорудили временный постамент — всего десять метров. Он зримо мал для гигантов социализма. Но на нем «Рабочий и колхозница» задержались на 64 года. Сначала возникли трудности со сборкой скульптуры. Часть деталей была деформирована при разборке советского павильона и транспортировке по железной дороге, часть вовсе утрачена по неизвестной причине. Вере Мухиной пришлось заново восстанавливать скульптуру. Ей это блестяще удалось. В 1941 году за скульптурную группу «Рабочий и колхозница» она была удостоена Сталинской премии 1-й степени. 17 мая 1941 года через шлюз Рыбинского гидроузла прошли первые суда. А через 36 дней началась война. Стало не до памятников. И лишь спустя пять лет после Победы вновь встал вопрос о том, чтобы монументально увековечить трудовой подвиг строителей Волгостроя. Это поручили осуществить москвичам — архитектору Н. Донских и скульпторам С. Шапошникову и В. Малашкиной. «Волга» — величественная женщина с тугими косами, с открытым русским лицом, решительным рисунком губ, которая вглядывается в морскую даль с 28-метровой высоты. Это один из лучших очерков Сергея Дмитриевича Шапошникова, воплощенный в камне. Памятнику отводилось место в центре между шлюзовыми башнями. Сергей Дмитриевич приехал в Рыбинск, осмотрел местность, ее рельеф, соизмерил масштаб монумента и шлюзов и забраковал проект превратить «Волгу» в украшение гигантских шлюзов. Он предложил поставить скульптуру в самом начале более чем километровой дамбы. Там, возвышаясь над водой, свободная от тесных объятий шлюзов, она зрительно объединяла в единое целое все сооружения гидроузла. «Мать-Волга», которую торжественно открыли летом 1953 года, стала визитной карточкой Рыбинска, а «Рабочий и колхозница» — символами Советского государства. Два ближайших года они проведут в Центральном НИИ стальных конструкций в Москве. На свое место возле ВВЦ они вернутся в 2005 году. Надо полагать, навсегда. Новый постамент для обновленных «Рабочего и колхозницы» соорудят высотой до 35 метров. Чтобы они смотрелись также, как в Париже в апогее славы. На снимке: гипсовый макет скульптуры «Рабочий и колхозница», выполненный В. И. Мухиной для установки перед шлюзом Рыбинского гидроузла. Фото из архива архитектора Д. Е. Морозова предоставлено для публикации Рыбинским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page