Бюджет — это деньги плюс грамотная политика

Выражения «в бюджете нет денег», «дефицит бюджета» столь часто употребляются в наши дни, что чуть ли не каждый россиянин, любящий рассуждать о делах государственных, считает себя специалистом в этой сфере. При этом многие часто путаются и не знают, что финансируется из федерального бюджета, что из областного, а что из городского. Рассказать о том, как обстоят дела бюджетные в Ярославле, почему в городской казне не хватает денег и что делает мэрия для того, чтобы восполнить дефицит бюджета, согласился заместитель мэра Ярославля, директор департамента финансов Андрей Данц.

— Андрей Аркадьевич, не так давно рассматривался вопрос об итогах исполнения бюджета за 9 месяцев. И каковы итоги? — Итоги в принципе те же, что мы получили за первые шесть месяцев текущего года. Выполнение доходов городского бюджета за девять месяцев составило 86,5 процента. Это с учетом полученных субсидий из вышестоящего бюджета на реализацию федеральных законов «О социальной защите инвалидов в РФ» и «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации», а также с учетом субвенций на возмещение федеральных льгот инвалидам по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. Выполнение плана по собственным доходам составило 85,9 процента. По сравнению с прошлым годом рост составил лишь один процент. — Но все-таки план не выполнен. А почему? — Причин несколько. Главная причина в поступлении налоговых платежей, в частности, налога на прибыль. Доведенные до бюджета города прогнозные показатели оказались завышенными. Есть факторы объективные — изменения налогового законодательства, которые дали налоговые послабления именно по уплате налога на прибыль, чем воспользовались некоторые предприятия и организации города. Кроме того, на снижение налогооблагаемой прибыли повлиял резкий рост убытков Ярославского отделения Северной железной дороги в результате списания в конце 2002 года значительной суммы затрат — более трех миллиардов рублей по Ярославской области в целом. В результате к уровню прошлого года поступления данного налога снизились на 30 процентов. Другая причина в том, что ряд крупных предприятий Ярославля — ОАО «ЯЗДА», ОАО «Ярославский судостроительный завод», ОАО «Холодмаш», ОАО «Ярославский радиозавод», ОАО «ЯШЗ» и другие — не выполнил условия соглашений по погашению задолженности по налогу на доходы физических лиц, тем самым кредитуясь у городского бюджета. При этом напомню, что доля налога на доходы с физических лиц в бюджете города составляет 45,1 процента, а 22,2 процента — налог на прибыль. Остальное — это налог на имущество, налог с продаж и прочее. Снизились на 16 процентов от плана поступления налога с продаж, на что повлияло значительное расширение круга предприятий, перешедших с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога с продаж уплатой единого налога. Другие причины невыполнения бюджета связаны с изменениями уплаты единого налога на вмененный доход, с невыполнением плана по налогу на имущество предприятий, по земельному налогу. Я хочу сказать, что дефицит бюджета сегодня образовался такой, что нам не хватает средств ровно на полтора месяца жизни города. — То есть как бы полтора месяца город должен продержаться без бюджетных выплат. Но это же нереально. И как мы будем выкручиваться? — Во-первых, я хочу сказать, что в результате постоянной работы комиссии мэрии по неплатежам с организациями-недоимщиками — а было проведено 16 заседаний, на которых рассмотрено 57 организаций — удалось привлечь в бюджет 38 млн. рублей просроченной задолженности. Неоднократно заслушивались ОАО «Ярхимпромстрой», ОАО «ЯШЗ», ОАО «Ярославрезинотехника», ОАО «ЯЗДА», ОАО «Лакокраска», ОАО «Ярославский судостроительный завод» и другие. Во-вторых, комиссия по неплатежам регулярно отслеживает поступление денег в бюджет, особенно от таких крупных, градообразующих предприятий, как ОАО «Балканская звезда», «Ярпиво», СЖД, ОАО «Славнефть», и в случае возникших проблем принимаются своевременные меры. В-третьих, мы ищем дополнительные источники пополнения бюджета. Дефицит бюджета мы пополняем за счет средств от продажи муниципального имущества. А самое главное, в таких случаях мы в первую очередь обеспечиваем социально значимые статьи бюджета и сокращаем расходы там, где можно подождать. Так, вынуждены приостанавливать или работать в долг, по лизингу в отношении капитальных расходов, в которые входят капитальное строительство, ремонт и приобретение оборудования. Если говорить о структуре исполнения расходной части бюджета, то денежные средства распределяются таким образом: 37,6 процента — заработная плата с начислениями, 29,1 процента — субсидии государственным организациям и расходы на покрытие убытков транспортным организациям, ЖКХ, содержание объектов соцкультбыта и прочее. Медикаменты, питание, соцвыплаты составляют 10,3 процента, капитальные расходы — 10,2 процента, прочие текущие расходы — 8,3 процента и коммунальные услуги — 4,5. — А что относится к социально значимым статьям бюджета? — В первую очередь это оплата труда, в том числе и 20-процентной региональной надбавки, медикаменты, питание, социальные выплаты, коммунальные услуги и оплата теплоснабжения муниципального жилищного фонда и ЖСК. Расходы на обеспечение работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства (без расходов на оплату теплоснабжения) и городского пассажирского транспорта за девять месяцев составили 22,9 процента от всей суммы денежных средств, поступивших в бюджет города. Очень важный момент: у нас в течение нескольких лет отсутствуют долги по выплате заработной платы работникам бюджетных учреждений. И отпускные всем учителям нам удалось вы-платить вовремя. — Но какие-то долги у бюджета все-таки есть? — И нам должны, и мы должны, что называется. Большие долги у нас были перед теплоснабжающими организациями, и прежде всего перед ОАО «Ярэнерго». На 1 июля общий долг по коммунальным услугам составил 108 миллионов рублей, и были серьезные проблемы, как подойти к началу отопительного сезона. Мэрией была проведена огромная работа, задействованы все наши службы. В результате нам удалось составить и утвердить четкий график погашения долгов. Здесь потребовалась действительно работа команды, четкая и слаженная. Конечно, наиболее активная роль принадлежала департаментам финансов и городского хозяйства под общим руководством первого заместителя мэра Владимира Николаевича Голова. На начало отопительного сезона наш долг с прошлых лет сократился на 90 процентов, и мы сейчас идем в соответствии с графиком погашения долгов. Удалось это сделать как за счет дополнительных источников пополнения бюджета, так и за счет внутренних резервов, что позволило на 1 октября полностью рассчитаться с основным поставщиком тепла — ОАО «Ярэнерго» — по долгам прошлых лет и текущим платежам. — А что значит внутренние резервы? — Например, мы перешли на казначейское исполнение бюджета, что предполагает оплату расходов отраслей городского хозяйства с единого счета бюджета города, в том числе с помощью электронных платежей. Раньше все средства бюджетных учреждений аккумулировались на счетах в Центральном банке России и тем самым отвлекались из городского оборота. А при переходе на казначейское исполнение, во-первых, вдвое увеличился оборот денежных средств бюджета, а во-вторых, усилился контроль за целевым использованием бюджетных средств. В настоящее время из 472 бюджетных учреждений и организаций города 20 процентов переведены на казначейское исполнение, и выгода от этого очевидна. Так что в этом году и в будущем процесс перевода оставшихся учреждений будет завершен.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям