И на вас найдется управа

Авторы нового федерального закона об организации местного самоуправления — тюменский губернатор Сергей Собянин и заместитель главы президентской администрации Дмитрий Козак — сделали, по мнению некоторых политиков, революционный шаг. Если в немногих словах — это практически тотальная реорганизация устройства местной власти и отказ от сложившихся отношений между бюджетами разных уровней.

Цель — уточнение координат: власть и управление. В закон ввели новые принципы территориальной организации местного самоуправления — исходя из численности населения. Появляются новые термины, как, например, поселение, муниципальный район и межселенные территории. Скорее всего, это приведет к появлению новых муниципальных образований и переделу границ в рамках регионов. Заявленная цель — сделать, с одной стороны, более эффективным управление на местах. С другой — где активизировать, а где и, увы, реанимировать инициативу граждан через создание новых представительных органов власти. Перемены, как предполагают авторы закона, должны основываться на правовой, организационной и, что вызвало более всего критики в адрес законопроекта, финансовой самостоятельности — то есть подразумевается наличие своего бюджета. А с этим могут быть проблемы в тех муниципальных образованиях, где нет крупных предприятий-налогоплательщиков, как, например, на селе. Это, вероятно, одна из слабых сторон закона. Поэтому условие введения закона в силу — внесение изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы. Иначе на местах просто не смогут справиться со своими полномочиями. И, как заметил член Совета Федерации Леонид Рокецкий, «зачем местное самоуправление, если Шойгу прилетит с батареями». Одним из достоинств закона считают скрупулезное разделение полномочий между органами местного самоуправления разного уровня. Выполнено пожелание президента: «Нужна четкая граница, нужно распределение вопросов государственного и местного значения, и кто за что отвечает. Чтобы было с кого спросить». Впрочем, многие считают: перечень функций муниципальных образований нужно было сделать после сопоставления реальных экономических возможностей местного самоуправления и потребностей населения. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 6 октября, а уже 9 октября президент дал поручение всем губернаторам незамедлительно начать у себя подготовительную работу. До 1 января 2006 года законодательные акты областей, связанные с организацией местного самоуправления, должны быть приведены в соответствие с федеральными. ОБ ИНИЦИАТИВЕ И КОШЕЛЬКЕ Сергей БАЛАБАЕВ, председатель постоянной комиссии по вопросам городского самоуправления, законности и правопорядка муниципалитета города Ярославля: — На мой взгляд, в законе есть две основные вещи. Во-первых, это попытка привлечь граждан России к более активному участию в управлении государством. Произойдет это, по мнению разработчиков закона, через создание новых административных единиц и увеличение числа выборных лиц — это также предусмотрено принятым законом. Например, для такого города, как Ярославль, предписано выбирать не менее 35 депутатов. Здесь, с одной стороны, больше возможности для волеизъявления и инициативы граждан, а стало быть, для более существенного их участия в решении вопросов местного значения. Хотя есть что-то сомнительное в том, что людей подвигают к активности сверху. Да, население у нас не очень активно, но не насаждать же активность… Она должна идти снизу. С другой — выходит большее число депутатов и увеличение чиновничьего аппарата. А ведь мы уже давно говорим о забюрократизированности… Второй важный момент. В новом законе делается попытка четкого разграничения финансовых полномочий на всех уровнях местного самоуправления. Предполагается, что в Бюджетном кодексе будут закреплены единые нормативы налоговых поступлений в поселения и муниципальные районы для решения вопросов местного значения — транспортного и коммунального обслуживания населения, вывоза мусора, ритуальных услуг, освещения улиц и так далее. Сейчас дележкой налогов занимается Федерация или субъект Федерации, то есть регион. Если по следам нового закона в Бюджетный кодекс внесут изменения, то это положительно отразится на эффективности решения местных проблем. ЛЕБЕДЬ, РАК И ЩУКА Андрей ЕВТУШЕНКО, глава Даниловского муниципального округа: — Все возвращается на круги своя. К тому, что мы уже проходили: сельские бюджеты, сельские представительные органы… Якобы расширение демократии. У нас и так хорошо работают сходы, уличные комитеты, старосты. А сельские бюджеты, которые пытаются ввести сейчас, будут пустыми. Сегодня даже собрать средства по самообложению — проблема. Чтобы колодец сделать — взять и жителям собрать тысяч двенадцать — ни за что. Говорят: на это власть есть. Вот мы поставили задачу укрепления, возрождения села. Я из общего котла сейчас благоустраиваю то Середу, то Ермаково. Вот на Дмитриевское пошло 11 миллионов рублей. Даниловское предприятие жилищно-коммунальное работает сейчас на Данилов и на села района. То же и с образованием, культурой, здравоохранением. Завтра — после разделения — этих средств из общего котла не будет. И общего котла не будет. Раньше один Евтушенко ходил, просил деньги, а теперь все пойдут… Там, наверху, в Москве, похоже, не представляют экономического расклада в муниципальных образованиях, в районах. Взять социальную службу. Сейчас она работает на весь район. Какой-нибудь беспомощной бабушке в деревне то воды принесут соцработники, то с дровами помогут. Сегодня эта денежка в районный бюджет заложена, и через земское собрание я это регулирую. А там что получится? Бюджет муниципального округа формируется за счет налогов с предприятий, зарегистрированных в городе. А селяне уже сейчас накопили долгов в общий котел. Мало кто платит — нечем. Диспаритет цен, растущие тарифы на энергию, горюче-смазочные материалы съедают все заработанное на урожае… НУЖЕН ЛИ ПАРЛАМЕНТ ДЕРЕВНЕ? Анатолий МАТЮХИН, глава Борисоглебского муниципального округа: — Все не так страшно — выборность сохраняется. Для меня это самое главное. Но беспокоит резкое изменение правил игры. Как бы в итоге местное самоуправление не развалилось на маленькие кусочки. Возьмем введение депутатского корпуса в деревне, где более сотни жителей. (Меньше — проблемы решает сход.) Реально оно невозможно. Не видно, как это будет создаваться. А точнее — из кого? Откуда они возьмут депутатов? Сейчас во многих хозяйствах проблема — создать дееспособное правление… И ведь речь идет, во-первых, о профессионализме: смогут ли они эффективно решать, допустим, вопросы бюджетного обеспечения своей деревни? Еще вводится должность председателя собрания представителей. Это может привести к конфликту в муниципальном образовании. Особенно если председателем окажется сильная личность. В этом плане известен конфликт в Рыбинске. Хуже всего, если в процессе преобразований развалятся районные структуры, которые сейчас худо-бедно работают… На конгрессе муниципальных образований в прошлом году делегаты из Астраханской области рассказывали: там создано около сотни муниципальных образований. А за этим последовало и много дополнительных проблем. Но проблемы не в географии, а в экономике. Как бы не разрушились межбюджетные отношения внутри субъекта Федерации. В нашей области эти отношения пока позволяли избегать больших потрясений. РУССКИЙ ВАРИАНТ НЕТЕРПЕЖА Валерий ШАМИН, заместитель председателя областной думы: — Закон воспринимается в субъектах Федерации далеко не однозначно. Часть руководителей органов власти воспринимает его негативно. Среди них и я. Другие осторожничают, не желая ссориться с властью и законом. Закон откровенно продавлен президентом и его администрацией. Исключительно сложен, и к нему в ближайшее время должны быть комментарии. Полностью ломается сложившаяся система органов местного самоуправления, к которой привыкли в муниципальных округах. Теперь возникнут муниципальные районы, преимущественно в тех же границах. В целом ряде наших территорий — в Рыбинске, Ростове, Тутаеве — придется поломать голову, решая проблему, город отдельно — село отдельно… А сама нарезка поселений? Теперь в составе муниципальных районов будет несколько поселений. Нужно определять их границы, делать описание. Потребуются новые карты, атласы, бланки документов, штампы… Нам следует ждать сходов, референдумов. Мы погрузимся в диспуты, диалоги вместо конкретных дел. Создание новых муниципальных образований — это и создание новых представительных и исполнительных органов. Представительный орган по новому закону — юридическое лицо. И в каждом поселении нужно создавать контрольно-счетную палату. Все это приведет к резкому росту аппарата местного самоуправления. Сейчас у нас в области там почти пять с половиной тысяч человек. Мы ожидаем увеличения до пятнадцати тысяч. Вот, к примеру, Некрасовский муниципальный округ. Рассматривается необходимость создания администрации муниципального района и трех администраций поселений. Да мы так последнего человека с трактора снимем и доярку с фермы заберем! Еще одно. У каждого поселения по новому закону должен быть свой бюджет. Особенно острым является вопрос бюджетного обеспечения сельского населения. Откуда возьмутся источники? Правительство 8 октября внесло изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. До этой даты областная госдума могла внести поправки, предложения. Но проект нам прислали лишь 15 сентября — и времени не хватило.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям