Осаго: прагматичный подход

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) вступил в силу с 1 июля 2003 года. За этот период в стране, наверное, не осталось ни одного издания, которое бы не посвятило этой проблеме десяток-другой публикаций. В то же время вопрос не становится меньше.

А с 1 января, когда за отсутствие полиса ОСАГО автомобилистов начнут привлекать к административной ответственности, дискуссия, скорее всего, разгорится с новой силой. Поэтому сегодня мы решили обратиться с нашими вопросами к генеральному директору одной из крупнейших российских страховых компаний — Страхового Дома ВСК — Сергею ЦИКАЛЮКУ. — Сергей Алексеевич, как вы считаете, насколько наша страна оказалась готова к введению ОСАГО? — Всегда легче говорить языком цифр. Например, по данным ГИБДД, за первое полугодие текущего года в стране произошло почти 80 тысяч ДТП. Это только зарегистрированные ДТП, а тех, кто, не вызывая ГИБДД, «разобрался на месте» и разъехался, на порядок больше. За этот же период в ДТП погибли свыше 12,5 тысячи человек, почти 95 тысяч человек пострадали. Как вы считаете, все ли пострадавшие смогли быстро получить с виновников соответствующую материальную компенсацию за ущерб имуществу и здоровью? Далеко не все. Вот ответ на вопрос, кому нужен закон. Если говорить о готовности населения, то закон это «многострадальный». Он долго обсуждался, согласовывался, даже сейчас находятся «горячие головы», которые стремятся его отменить… Через подобную процедуру прошли, наверное, уже все более или менее развитые страны мира. И опыт показывает, что нигде он не воспринимался однозначно позитивно. И у нас такая же ситуация. Те, кто уже имеет опыт общения со страховщиками, кто страховал свое авто в добровольном порядке и получал выплаты, одобряют закон. Кто пока не имеет такого опыта, естественно, относится настороженно. — Цифры аварийности по России действительно «впечатляют». Тем более что число ДТП в этом году увеличилось на 8 процентов. Но ведь везде ситуация разная. Наверное, в Москве аварий происходит гораздо больше, чем в Ярославской области… — Вы правы, но и в Ярославской области с начала года в ДТП погибли 138 человек, более 970 пострадали. Цифры тоже немалые. Но в любом случае я не хочу вступать в полемику о том, нужен ли закон. Закон принят, и все мы, законопослушные граждане, должны его выполнять. — В то же время вы всегда говорили, что Страховой Дом ВСК не планирует проведения масштабных рекламных кампаний, каких-то специальных акций для захвата рынка ОСАГО. Изменилась ли позиция компании? — Не изменилась. Я уже 12-й год возглавляю страховую компанию. За это время было много государственных начинаний — как хороших, так и провальных. Но в любом случае мы очень прагматично, консервативно подходили ко всему новому. Главное для страховой компании — это не, как вы говорите, «захват рынка», а четкое, справедливое, оперативное выполнение своих обязательств перед клиентами. На сегодняшний день в числе наших клиентов почти 60 тысяч юридических лиц, несколько миллионов граждан, 14 федеральных министерств и ведомств. Именно уже существующим клиентам мы в первую очередь предлагаем качественные услуги по ОСАГО. Собрать деньги сегодня просто, гораздо сложнее будет всем быстро и качественно выплатить. Далеко не все компании, которые сегодня гонятся за объемами, с этим справятся. — С другой стороны, договор ОСАГО публичный. Отказать вы никому не можете… — Вы правы. Мы никому не отказываем. Но, как говорится, «людей с улицы» к себе специально не зазываем. Нужно понимать, что у любой страховой компании есть резервы, собственные средства, которые служат гарантией выполнения ее обязательств. Нельзя набирать бизнеса больше, чем сможешь вести. Это, если хотите, наша политика. — Помимо граждан есть и предприятия, компании, которые владеют автопарками. Что им можно посоветовать? — Существует мнение, что по вопросам ОСАГО разницы между страховыми компаниями, получившими лицензию, нет. Тарифы установлены правительством, у всех они одинаковые… Но вопрос не только в тарифах. Я бы рекомендовал любому предприятию проводить тендер. Очень важны финансовые показатели страховой компании, ее система сервиса. Закон устанавливает условие наличия у страховщика представительств во всех субъектах Федерации. Можно иметь свои филиалы и отделения, а можно заключать договоры о представлении интересов с другими страховыми компаниями. Согласитесь, что это разница — будет вами заниматься ваш страховщик или же он это «поручит» какой-то другой компании, которая знать вас не знает. Дальше встает вопрос в том, какой опыт работы имеют филиалы. Страховая компания надежна, когда ее портфель хорошо диверсифицирован, то есть когда в нем присутствуют разные риски, разные объекты, разные виды страхования. Сегодня многие страховые компании в спешном порядке открывают свои представительства в регионах. Эти филиалы будут заниматься только автострахованием, что негативно скажется на их надежности. Я уже не говорю об опыте и квалификации сотрудников. — А ваши филиалы сколько лет работают? — 80 процентов из них работают 10 и более лет. У нас есть, наверное, уникальный опыт урегулирования претензий в рамках всей страны. Фактически мы не предпринимали никаких неординарных для себя действий в рамках подготовки к ОСАГО. Наша система просто требовала масштабирования, что мы и осуществили. Ведь для нас ситуация, когда клиент, скажем, ижевского филиала попал в аварию в Нижнем Новгороде, а выплату пострадавшей стороне необходимо произвести в Краснодаре, никогда не являлась чем-то из ряда вон выходящим. Не могу не сказать, что наши внутренние нормативы надежности гораздо жестче требований Страхнадзора. Это отмечают и независимые экспертные организации, постоянно мониторящие нашу работу. Я думаю, если бы у нас не было преимуществ, свою страховую защиту (в том числе и по ОСАГО) нам не доверили бы крупнейшие предприятия и банки страны, государственные структуры. В целом мы придерживаемся единых принципов и стандартов работы. Цель: чтобы клиент получал одинаковый страховой продукт и сервис высокого уровня независимо от того, где он проживает — в Ярославской области, в Калининграде, в Хабаровске, в Омске или же в Санкт-Петербурге. — Ну хорошо. Ваша компания, как и другие, будет собирать деньги. А как вы собираетесь выплачивать? — О системе урегулирования убытков, когда человек может получать оперативные выплаты в любой точке страны вне зависимости от места заключения договора, я уже говорил. Думаю, опять же наиболее объективно проиллюстрируют ситуацию цифры: только за первое полугодие мы выплатили застрахованным свыше 1,5 миллиарда рублей страховых возмещений, в том числе свыше 12,5 миллиона — предприятиям и жителям Ярославской области. — Как вы относитесь к тому, что региональные страховые компании фактически не получили доступ к реализации ОСАГО? — Плохо отношусь. Емкость страхового рынка все еще достаточно мала. Поэтому силами только московских страховщиков закон не поднять. Мы всегда — и в РСА, и в других инстанциях — отстаивали идею предоставления равных условий для всех страховых компаний. Нужно отметить, что наши старания не пропали понапрасну — сегодня среди действительных членов РСА более половины — это региональные компании. Я уверен, что эта цифра еще будет возрастать. Мы стараемся строить партнерские отношения с региональными страховщиками, мы им предлагаем перестраховочные программы, наши услуги по урегулированию страховых случаев во всех субъектах РФ. К нам уже обратились более 30 страховых компаний с просьбой представить их интересы в различных регионах. Соответствующие договоры уже заключены. — Сейчас идет процесс подготовки региональных бюджетов. Есть автопарки, находящиеся в государственной собственности (на уровне субъекта Федерации, района, города, муниципалитета). Для госорганов принципы выбора страховщика такие же? — В принципе да. Но при страховании за счет средств бюджета в обязательном порядке выбор страховщика должен проводиться на основе конкурса. Чтобы грамотно прописать конкурсные условия, наверное, целесообразно привлечь одну или несколько страховых компаний для консультаций. Я уверен, что эти услуги должны быть бесплатными. Но, естественно, консультантам не должно даваться никаких преференций в ходе проведения конкурса. — Сергей Алексеевич, и последний вопрос: тарифы на ОСАГО. Некоторым они кажутся завышенными… — Статистики, позволяющей четко просчитать тарифы, пока не существует. Она будет накапливаться в течение года-полугода. Тогда можно будет говорить об их корректировке. И далеко не факт, что тарифы будут снижены. Пока, повторяюсь, перспективы рентабельности ОСАГО для страховщиков неоднозначны. Возможно, все мы будем терпеть убытки. Собственно, поэтому наиболее устойчивые страховые компании очень осторожно подходят к этому проекту. Сейчас же тарифы установлены. Установлены правительством. Они у всех страховых компаний едины. И если вам предлагают купить полис ОСАГО подешевле, значит, это либо мошенники, прикрывающиеся именем какой-то страховой компании, либо сама страховая компания «мудрит». Значит, у нее после ближайшей проверки будет отозвана лицензия.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page