И стоит его церковь

У церкви Николы Надеина, расположенной на Волжской набережной Ярославля, есть две только ей присущие особенности. Во-первых, это первый приходской каменный храм города, а во-вторых, нет в святцах такого святого Николы Надеина. В честь кого же называется так православный храм? История весьма примечательная и нравоучительная, и начинается она задолго до строительства храма.

НАДЕЙКА СВЕТЕШНИКОВ РАЗМАШИСТЫМ БЫЛ КУПЦОМ Совет всея земли, выполнявший весной-летом 1612 года в Ярославле роль русского правительства, рассылал по городам грамоты с просьбой о выборных «изо всяких чинов». Под этой грамотой среди прочих и встречается впервые подпись «Надейко Светешников». Вообще-то Надейка этот был человеком весьма уважаемым и досточтимым и прозывался государевым гостем Епифанием Андреевичем Светешниковым. Богатейший был купчишка и политически грамотный. Когда на царство пришел Михаил Романов, среди его наивернейших подданных значился и Епифаний Светешников. Не прогадал купчина, оказывая поддержку тогда еще только зарождающейся на Руси монархии. Михаил это не забыл и сделал расторопного купчину одним из крупнейших своих торговых агентов по закупке товаров для своего обихода, особенно иностранных. Его приглашают на патриаршие обеды, куда в большие праздники приходил и царь, принимает купец участие во встречах с иностранными послами в царском дворце. Исследователи включают Светешникова в число наиболее крупных представителей торгового мира XVII века. В 1644 году его состояние оценивалось в 35,5 тысячи рублей, то есть около полумиллиона в золотых рублях начала XX века. Его торговые предприятия располагаются в Ярославле, Москве, Нижнем Новгороде, Олонце, Астрахани, Пскове, Перми. Но наиболее крупные операции Светешникова были связаны с Сибирью. Он отправлял туда русские и иностранные товары для обмена на пушнину. Часто на месте организовывал ловлю соболя. По количеству вывозимой им из Сибири «мягкой рухляди» Светешников среди ярославских скупщиков уступал только купцам Скрипиным. Пушнина направлялась на ярмарку в Архангельск для обмена на «немецкие» товары. Сибирь, где существовала острая нехватка денег, давала большие возможности для ростовщичества. И Светешников широко практиковал дачу денег в рост. В 30 — 40-е годы Надея Светешников поставлял бумагу на московский печатный двор. Промышлял он и землицей. В Ярославском уезде в 1644 году он владел деревней Смерицей на Мологе, под Москвой ему принадлежало еще два села, а в Москве имел лавку в суконном ряду и двор. А еще неугомонный купец был промышленником. Он разрабатывал медные рудники на Каме. В Костромском уезде у Соли Большой им было устроено пять соляных варниц. Костромское усолье оценивалось в 7 тысяч рублей. Но и это не все. В 1631 году Надее Светешникову пожаловано было Усолье в Самарской Луке на Волге. Местность эта до появления здесь Светешникова была совершенно не заселена. Она находилась на границе со степью и была открыта для нападения кочевников. Промысловый поселок, выросший здесь и получивший название Надеино Усолье, Светешников превратил в частновладельческую крепость, окруженную деревянным «городком». То есть здесь Светешников выступил не только как предприниматель, но и как первопроходец, осваивающий новые территории в интересах русского государства. Земли, на которых разворачивает свою деятельность Надея Светешников, будут окончательно присоединены к русским владениям лишь в конце XVII века, через 40 лет после смерти ярославского аборигена. САМОЕ ВЫГОДНОЕ ВЛОЖЕНИЕ КАПИТАЛА В общем, велик был человек Надейка Светешников, но, сами понимаете, что за такие дела к лику святых не причисляют и храмы в честь них не строят. Русские купцы удивляли всегда не размахом своей деятельности, а тем, что называют в просторечии «себе на уме». Ворочая большими деньгами, они тем не менее не довольствовались материальными благами. Вроде бы и не шибко образованный народ, заумных книжек не читавший, однако понимали ведь купчишки, что деньги — прах. И почему-то хотелось им, сиволапым, о себе добрую память оставить. Хотелось им почему-то, чтобы и после смерти про них поминали. А до тех пор, пока поминают тебя на земле, дотоле и жив ты. В 1620 году по инициативе и на средства одного из самых богатых купцов Ярославля, государева гостя Епифания Светешникова, был заложен первый в Ярославле приходской каменный храм. Заложен он был на месте деревянной церкви Благовещения. Местное предание сообщает, что Благовещенской церкви предшествовал древний Никольский храм, и отождествляет последний с храмом, упоминаемым в Новгородской летописи: «В 1536 году, 9 июля, во граде Ярославле загорелась церковь Николы Чудотворца, и оттого сгорел весь город». При постройке новой церкви на месте, где прежде уже существовал храм, обычно соблюдалась преемственность посвящения главного престола. При постройке церкви Николы Надеина эта традиция была нарушена. Это нарушение традиции опять же объясняет местное предание, рассказывающее о том, что к правому берегу Волги напротив строящегося храма водой прибило икону святого Николая Чудотворца. Ее вынули из воды, внесли в церковь. От обретенного образа начали совершаться исцеления. Прихожане усмотрели в этом Божию волю и просили митрополита Варлаама II освятить главный престол вновь отстроенного храма в честь Николая Чудотворца. В честь существовавшей здесь прежде церкви Благовещения был освящен северный придел. В дьяконнике главного алтаря был устроен придел Михаила Малеина, святого соименного царю Михаилу Федоровичу. Этот святой был малопопулярен на Руси, потому царь не преминул вновь выстроенному храму в 1622 году, в год его освящения, подарить фелонь, на оплечьях которой вышиты образы Богоматери Владимирской и Богоматери Казанской, а на спине — образ Благовещения. Пережила церковь страшный пожар, запылавший в Ярославле летом 1658 года, истребивший почти весь город. В Ярославских летописях именуют его «великим». Сгорело все, что было построено из дерева — храмы, монастыри, торговые ряды, городская стена и около полутора тысяч домов. «Повсюду мертвии лежаху: овии все сгореша…» — значится в летописи. Среди пожарища возвышались лишь обгоревшие башни, Спасо-Преображенский собор да Николонадеинская церковь. После этого пожара стал Ярославль обстраиваться каменным строением. У НИКОЛЫ НАДЕИНА ЧАСЫ ГОВОРЯТ Епифаний Светешников не только построил храм на свои средства, но и долгие годы содержал его на свой счет. Доходы от девяти лавок ярославских в торговых рядах представлял он на ее содержание. Расписывали храм в 1640 — 1641 годах двадцатью «кормовыми царскими иконописцами» во главе с костромичом Любимом Агеевым, одним из ведущих мастеров стенописи первой половины XVII века. Под его руководством выполнялась роспись Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, расписывал он и Успенский собор в Москве, церкви в Костроме, Суздале. Много переделок претерпела церковь Николы Надеина за свою жизнь. Не все они были в ущерб, некоторые лишь прибавили церкви исторического интереса. В одном из многочисленных преданий говорится о том, что иконостас в церкви был выполнен по рисунку Федора Волкова. По заявлению же епископа Самуила в 1781 году «иконы и иконостас сделаны собственным трудом купца Ф. Г. Волкова, зовомогу в Ярославле Полушкиным, который был впоследствии в Санкт-Петербурге и в 1762 году пожалован российским дворянством». Ансамбль Николонадеинской церкви формировался на протяжении двух веков. Уже в 1823 году была построена часовня Толгской Богоматери. А на колокольне храма еще в 60-х годах XIX века были часы, мелодично отбивавшие четверти и половины часа. Музыка этих часов была увековечена в детской считалке: Как у Спаса бьют, у Ивана звонят, У Николы Надеина часы говорят. Зря старались. То, что создавалось веками, весь храмовый ансамбль Николонадеинского храма в 1930 году был почти полностью уничтожен. И лишь сам храм остался жить и в числе других восьми церковных сооружений Ярославля был отнесен к высшей категории ценности. И ПОКРЫЛ ХРАМ ВСЕ ГРЕХИ КУПЕЧЕСКИЕ Так что не прогадал Надейка Светешников со вложением средств. Тем паче что конец его жизни был весьма прискорбным. К концу жизни удача отвернулась от него. Запутался он в расчетах с казной так, что в 1646 году оказался даже не в состоянии вовремя расплатиться за забранную в долг пушнину на весьма значительную сумму в 6570 рублей. Тогда — не теперь, бывшие заслуги в счет не принимались. И даже пребывая в царской милости, не раз сиживая по правую руку от царя, был отправлен купчина на правеж. Не выдержал пыток проштрафившийся Надейка и бесславно скончал свою жизнь на правеже, так и не расплатившись с долгами. Кто бы нынче знал-поминал купца-растратчика! Может статься, кинули бы его тело бездыханное в ямину безымянную, да и забыли бы на другой день. Но стояла уже на ту пору выстроенная на его кровные денежки красавица церковь. И покрыла она все грехи Надея Светешникова — похоронили его в одной из палаток южного подклета Николонадеинского храма. Уж не за эту ли мученическую кончину и окрестил народ церковь, построенную в честь Николая Чудотворца, Надеинской. Увы, преданий о том не сохранилось. И тем не менее, несмотря на то что многие церкви в Ярославле были также построены на средства богатых купцов, лишь эту называют не именем даже, а прозвищем ее создателя. А ведь народ зря слова не вымолвит.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям