Скоро на дорогах ярославля будут стоять только офицеры с жезлами в руках

О непростой ситуации на ярославских дорогах мы пишем практически каждый день, потому что каждый день происходят либо мелкие, либо крупные аварии. На языке специалистов — ДТП. О проблемах безопасности на дорогах Ярославля и Ярославской области и состоялся наш разговор с начальником управления ГИБДД УВД Ярославской области полковником милиции Александром Владимировичем ИЛЬИНЫМ.

— Александр Владимирович, в редакцию позвонила женщина и рассказала о такой ситуации: она возвращалась из Москвы на своей машине, примерно в районе Белкино ее остановили сотрудники ГАИ и сказали, что она превысила скорость. Она удивилась, так как ехала со скоростью 70 километров в час, но инспектора стали настаивать на том, что нарушила она не сейчас, а значительно раньше, а у них на трассе стоят камеры видеонаблюдения, так что ей придется либо документы отдать, либо заплатить штраф. Она отдала им последние имеющиеся у нее 50 долларов США. При этом, конечно, никаких квитанций выписано ей не было. У нас действительно на дорогах стоят камеры видеонаблюдения, как за границей? — Скрытых камер наблюдения на дорогах у нас нет. Но есть видеоизмерители на машинах ГИБДД, которые фиксируют нарушения на определенном участке. Возможно, такой видеоизмеритель и зафиксировал превышение скорости машины этой женщины. Правда, в этом случае женщине должны были предъявить фотосъемку с изображением ее машины, где стоит время и скорость, составить протокол, вынести постановление. В противном случае действия инспекторов незаконны. Если у вас есть обратная связь, попросите ее обратиться ко мне. — А вообще видеосъемка на ярославских дорогах планируется в ближайшем будущем? — Фактически она и сейчас уже используется, камеры видеонаблюдения есть на постах и КПМ, установлены на машинах. Есть возможность переставлять их на самые оживленные магистрали. Более того, мы сейчас закупаем очень современную технику, благодаря которой можно будет на дорогах отслеживать угнанные машины. Видеокамера, связанная с компьютером, видит все машины, которые идут на данном участке, в программе компьютера заложены номера машин, находящихся в розыске, и если камера такую машину обнаруживает, компьютер сразу же дает об этом знать. Правда, преступники тоже совершенствуются, и редко кто сейчас разъезжает на угнанной машине, не поменяв номера. Но поверьте, и мы не стоим на месте, ищем новые формы и методы работы. — Раньше все автовладельцы платили транспортный налог в ГИБДД, а с 2003 года стали платить непосредственно в налоговую инспекцию. Но многие автовладельцы так и не дождались квитанции из налоговой: оказалось, что на них никаких транспортных средств не числится. — Думаю, что со временем учет наладится. Прежде квитанцию по уплате транспортного налога предъявляли при прохождении техосмотра, сейчас мы уплату этого налога не контролируем. А в налоговую инспекцию передан он как раз для того, чтобы наладить контроль за сбором средств. — Кстати, о техосмотре. Можно сказать, что скоро весна, значит, снова очереди в ГАИ… — Я надеюсь, что с нового года очередей не будет. У нас сейчас действуют две станции технического осмотра — на улице Журавлева и новая, на улице Декабристов, напротив завода «Луч». Мы объединили все службы технического осмотра в единое подразделение — межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации (МОГТОР). Сделано это было в целях предотвращения легализации угнанных и похищенных транспортных средств и более эффективной работы по учету и техническому осмотру. Этому подразделению будет отдан целый этаж, мы увеличиваем число приемных окон с 5 до 15. По западному образцу перегородка будет прозрачной, и посетители будут видеть, что наши сотрудники работают, а не чай пьют. — А я думала, прозрачная перегородка нужна в целях предотвращения взяток. — Почему когда говорят о ГАИ — сразу про взятки? — Обидно? — Несправедливо. Мы ведь сами боремся со всеми негативными проявлениями у себя. В этом году уволили семь человек, 93 привлекли к дисциплинарной ответственности. Считайте, каждого десятого. — Люди обижаются? — Кто-то обижается, но мы не имеем права дискредитировать правоохранительные органы. Кадровой проблемы у нас пока нет, хотя дела обстоят не так, как 5 -10 лет назад, когда очередь была, чтобы устроиться к нам на работу. Сегодня проблема в другом — в качестве кадров. Многие предприятия в городе работают стабильно, и зарплаты там достаточно высокие, вот наши специалисты и уходят туда. Из-за денег: у нас средняя заработная плата три тысячи рублей. К тому же социальные вопросы решаются очень сложно. Даже в ясли или садик ребенка сложно устроить, а о получении квартир и говорить не приходится. — Александр Владимирович, то, что аварийность растет на наших дорогах, видно невооруженным глазом. С чем это связано? Только ли с резким увеличением машин на наших дорогах? — К сожалению, действительно наблюдается глобальный рост аварийности, причем не только в нашей стране, но и во всем мире. Растет число погибших на дорогах. Если говорить о Ярославле и Ярославской области, то за прошедшие одиннадцать месяцев рост аварий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 26,6 процента. На шесть человек больше погибло, в прошлом году 338, в этом — 344. Правда, уменьшился показатель тяжести ДТП до 12,9 процента (в прошлом году был 15,4). Но в целом тенденция очень печальная, причем рост аварийности наблюдается во всех категориях участников дорожного движения. Нельзя сказать, что это связано только с увеличением транспорта на дорогах, здесь целый комплекс причин, в том числе и административные. Нерадивые водители наказываются копеечными штрафами. Когда ГАИ лишало водителей права управления за серьезные нарушения, существовала балльная система, порядка было больше. Мы лишали водительских прав 72 — 75 процентов провинившихся водителей. Сейчас только суд может лишить водителя прав, а мы лишь направляем дела в суды, в том числе и по водителям в нетрезвом виде. А суды наши к нарушителям очень лояльны. Так что водителю, который сел пьяным за руль, через некоторое время ничего не стоит вновь сесть за руль нетрезвым. А последствия могут быть самыми печальными. Одна из причин высокой смертности на дорогах заключается в отсутствии быстрой медицинской помощи. С момента ДТП часто проходит значительное время, особенно в сельской местности, а «скорой» все нет, тогда как жизнь человека зависит от считанных секунд. Чаще всего на дорогах погибают от потери крови. А ведь должна быть и санитарная авиация. Еще недавно была проблема оперативной связи: «скорую» с дороги вызвать было практически невозможно, но сейчас в связи с массовым распространением мобильных телефонов в этом плане стало проще. Большая проблема и в том, что каждый пятый водитель с места ДТП скрывается, оставляя пострадавшего. Мы таких водителей, конечно, разыскиваем, чаще всего находим, но время для пострадавшего ушло, а с ним иногда и сама жизнь. Бывает, что водитель в невменяемом состоянии садится за руль, совершает преступление, а потом ползком пытается удрать. О каком воспитании может идти речь? Только о жестких мерах наказания. За одиннадцать месяцев уходящего года по области нами выявлено 515378 нарушений правил дорожного движения. 9593 водителя были задержаны в нетрезвом состоянии за рулем, в суд нами было направлено 8540, и только 1490 водителей (то есть 17,5 процента) были лишены водительских прав. Еще бы хотел сказать о таком важном моменте, как разметка на дорогах. Специалисты доказали, что там, где разметка есть, аварийность на 20 — 25 процентов ниже. Если в области более или менее разметка на дорогах присутствует, то в самом Ярославле с разметкой просто беда. — Последнее время все чаще на наших дорогах можно видеть машины без всяких опознавательных знаков, в том числе и без транзитных номеров. Сама несколько раз видела джип, где вместо таблички с номерными знаками была табличка с именем «Андрей». Это что, новые правила? — Никаких новых правил нет, на каждой машине должны быть регистрационные номера. «Андрей» — это сувенирная табличка, но у нас с ними разъезжать запрещено. В некоторых странах возможны различные варианты регистрационных знаков, например, в некоторых штатах Америки можно заказать табличку хоть с именем, хоть с фамилией. У нас машина не может передвигаться без регистрационных знаков, даже если она направляется в ГАИ из магазина, чтобы встать на учет. У нее должны быть транзитные номера. По нашим учетным документам, у нас в области зарегистрировано около 300 тысяч транспортных средств, но эту цифру смело можно увеличивать в полтора раза, потому что каждый день в нашей области очень много бывает машин, следующих транзитом, приезжающих из других регионов и стран. — Один из самых больных вопросов для Ярославля — это парковка машин… — В Ярославле, скажу вам как специалист, еще нормально обстоят дела с этим, во всяком случае, по сравнению с другими городами. — Как же нормально! По Свободе все труднее проехать, по улице Большой Октябрьской вообще опасно ездить — она и так узкая из-за трамвайных рельсов, а еще поставят какой-нибудь грузовик, и тротуары там узкие. Улицу Депутатскую вообще нельзя проезжей считать, она давно уже превратилась в парковку для машин Центрального рынка. Мало того что проезжая часть занята, так и по тротуару не пройти. — Кстати, с 1 января запрещено будет ставить машины на тротуарах. Сейчас пока можно, если машины, как сказано в правилах, не мешают передвижению пешеходов. — Значит, на дорогах будет больше пробок. — У нас ведь как ставят машины: знака запрещающего нет — значит, можно поставить. А то, что машина мешает движению и часто общественному транспорту, водителя не волнует. Впрочем, у нас и под запрещающими знаками ставят машины. За границей водитель будет часами ездить, искать место для парковки, но под знак не поставит, потому что знает: через несколько минут появится полицейский, а потом эвакуатор, который машину увезет. У нас в области 58 тысяч знаков, и мы же не можем под каждый знак поставить инспектора. А что касается парковки, выход один: надо уходить под землю, как это сделано во многих цивилизованных странах. Для старинного Ярославля, где улицы узкие, это особенно актуально. Так что мы с нетерпением ждем окончания строительства первой подземной стоянки в городе — на площади Труда. — Александр Владимирович, с 1 января страховка гражданской ответственности стала обязательна. А ведь ходили слухи об ее отмене. — В соответствии с федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств должны осуществить обязательное страхование своей гражданской ответственности. Никаких нормативных документов, касающихся отмены или отсрочки «автогражданки», Государственной думой Российской Федерации не принималось. 1 января 2004 года вступают в силу положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за нарушения в этой сфере. С 1 января невыполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, повлекут наказание в виде штрафа в размере от 500 до 800 рублей. За управление транспортным средством в период использования, не предусмотренный страховым полисом, а также за управление транспортным средством водителем, не вписанным в страховой полис, будет налагаться штраф в размере 300 рублей. Водители, управляющие транспортными средствами, не имеющие при себе страхового полиса обязательного страхования, будут подвергаться административному взысканию в виде предупреждения или штрафа в размере 50 рублей. — С момента вступления в силу нового Административного кодекса прошел почти год, однако многие статьи КоАП просто не работают из-за того, что нет соответствующих законов. Какие изменения внесены в нормативно-правовые акты в последнее время? — В соответствии с частью 5 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 18 декабря 2003 года постановлением правительства Российской Федерации N 759 утверждены «Правила задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации». Данные правила определяют порядок задержания транспортных средств, к которым относятся не только автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, но и тракторы, другие самоходные дорожные и иные машины, прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации, а также трамваи и троллейбусы и маломерные суда. Задержание транспортных средств представляет собой временное принудительное прекращение использования транспортного средства, включающее помещение его на специализированную стоянку — специально отведенное охраняемое место хранения задержанных транспортных средств. Задержание транспортных средств осуществляется в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях. — Как вы определяете основную проблему ГИБДД на сегодняшний день? — Кадры. Речь не о численности, а о качестве. Не случайно мы сейчас переводим наш инспекторский состав на офицерские должности. Это не значит, что уже завтра мы всех сержантов заменим и наберем офицеров. — Вы хотите сказать, что на дороге теперь с жезлами будут стоять инспектора с высшим образованием? — Да, идем к этому. У нас сейчас сложная техника. А инспектор помимо владения этой техникой должен свободно ориентироваться в нормативно-правовых актах, должен уметь вести нормальный правовой диалог с участниками дорожного движения, потому как сейчас за рулем может оказаться и слесарь, и профессор, и механизатор, и бизнесмен, и руководитель крупного предприятия. Вообще-то если исходить из объема работы и количества транспорта на наших дорогах, то сотрудников ГАИ должно быть раза в четыре больше. Но бюджет области не может себе этого позволить, поэтому будем брать качеством. — Спасибо за беседу. — Спасибо и вам — роль прессы в воспитании участников дорожного движения переоценить трудно. И в заключение мне хотелось бы поздравить всех участников дорожного движения с Новым 2004 годом, пожелать безопасных дорог, здоровья, счастья, радости и удачи в новом году.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям