На то и святки, чтоб повеселиться

На Руси праздник Рождества очень любим и почитаем народом. С ним связано множество замечательных событий и обрядов.

На рождественский стол обязательно ставились фигурки из теста, изображающие пастухов, а также коров, быков, овец и других животных. Под них подстилалась соломка, еловые ветки. Фигурки украшали окна и столы, посылались в подарок родным. Традиция изготавливать игрушечных животных из теста возрождается и в наши дни. Уже который год монахини Толгского монастыря делают из теста чудесных кудрявых барашков. И они украшают столы не только в обители, но и в домах ярославцев, которым удается купить этих барашков, ведь монахини не могут напечь такое огромное количество сластей, чтобы хватило всем желающим. В прошлом году мне удалось приобрести барашков, приготовленных в монастыре, они украсили нашу праздничную трапезу, и всем досталось по кусочку. Рождественский стол на Руси славился своим изобилием и разнообразием. Читаешь у Ивана Шмелева в романе «Лето Господне» и просто диву даешься — как в старину широко праздновали Рождество. И пост строго соблюдали, но и разговлялись, не скупясь на щедрые угощения. Причем хватало вкусной еды всем — и богатым, и бедным. Принято было посылать подарки в приюты, богадельни. Многие из дарителей желали остаться неизвестными. Старожилка Перекопа рассказывала мне, что кто-то оставил ночью на Рождество у двери детского приюта целую сахарную голову и прочие лакомства, чтоб порадовались детишки на праздник. А кто это сделал, никто не знал, все просто благодарили хорошего, доброго человека. Рождество ждали весь год и готовились к нему очень тщательно. Как чудесно об этом пишет Шмелев: «Наше Рождество подходит издалека, тихо. Глубокие снега, морозы крепче. Увидишь, что мороженых свиней подвозят, — скоро и Рождество. Шесть недель постились, ели рыбу. Кто побогаче — белугу, осетрину, судака, наважку; победней — селедку, сомовину, леща… У нас, в России, всякой рыбы много. Зато на Рождество свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, мороженые свиные окорока отрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, разводы розовые видно, снежком запорошило… Везут свинину, поросят, гусей, индюшек — «пылкого морозу». Рябчик идет, сибирский тетерев-глухарь»… Вслед за богатой кутьей (чаще всего уже утром) на стол выставлялись праздничные рождественские кушанья: и гусь с яблоками, и заяц в сметане, и разная дичь, и непременно холодец и заливное. Но главное место среди всего этого занимали блюда из свинины. Свиная голова, мясо и даже святочное печенье в виде свиньи составляли необходимую принадлежность рождественских праздников не только русских, белорусов, украинцев, но и болгар, сербов, румын, англичан и немцев. У нас жарили мясо почти всегда целыми большими кусками, а потом нарезали. Это было обусловлено особенностями русской печи и обеспечивало особую сочность жареным блюдам. Готовили птицу: гуся c яблоками или утку, фаршированную луком с рыжиками или груздями. Эта традиция тоже не в полном забвении. Во многих семьях сейчас готовят на Рождество эти блюда. В этом году и мне впервые пришлось попробовать знаменитого рождественского гуся, фаршированного яблоками. Очень необычно. А после поста все еще во сто крат вкуснее. Ну, конечно же, праздничная трапеза не является главной составляющей православного праздника. Прежде всего служба в храме с торжественными песнопениями. Чудесный рождественский тропарь: Рождество твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума… Тропарь поет не только клирос, но и подхватывают все верующие, находящиеся в храме. С 7 по 17 января — святые дни, в народе их называют Святки. В святые дни в старину на Руси разыгрывали сказочное представление — рождественский вертеп. В деревянном ящике размещали декорации — лес, дворец царя Ирода. Куклы, изображающие участников евангельских событий, делались из картона. А изображение Божией Матери, Иисуса Христа, Иосифа заменялись иконами. Действие сопровождалось церковными песнопениями. Пост закончился, и теперь можно повеселиться от души! Недаром есть поговорка — чем строже пост, тем радостней праздник. Всю полноту и значимость торжества чувствуешь только после строгого поста. Уж чему-чему, а гулять русского человека учить не приходится. Весело же праздновались рождественские Святки! Две недели шумят-гудят веселые дни. Пришли колядки — блины да ладки. Святки праздновались всеми, но особенно широко молодыми людьми. Здесь и игры, и коляды — обходы домов с песнями. Каждая семья ожидала колядовщиков и готовила для них угощение заранее. Песенки-колядки — задорные, шутливые. Коляда-молода! Ты пришла на двор накануне Рождества По снежному полю, гулять на просторе! Забежала на двор к Иван Иванычу, К тетушке Прасковье. Иванов-то двор виноградьем оброс, У Иванова-сударя высок терем, У Прасковьюшки на дворе полным-полно. В конце XIX — начале XX века в Ярославской губернии у ряженых были свои традиции. Девицы не забывали про практическую сторону — ходили колядовать к сельской интеллигенции: священнику, учителям, богатым мужикам-питерцам. Мужички в отличие от прагматичных молодых особ наряжались исключительно ради выпивки. Среди ряженых молодцов можно было встретить и седого старца в маске из сахарной бумаги, и склоненную до земли старуху, и колдуна, и солдата. Как свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» за 1889 год, мужики любили заниматься вождением медведя. Собирались пять-шесть подвыпивших весельчаков. Один изображал медведя на цепи, надев вывернутую овчинную шубу, и ползал на четвереньках с веревкой в зубах. Другие же выполняли роль вожаков и музыкантов со сковородками и заслонками. Какие только коленца не выкидывал «медведь»! Показывал, как ребята горох воруют и как русские мужики водку пьют — первым опрокидывал рюмку, тем самым начиная выпивку. Как только узнают, что на беседе ряженые, все хлынут в избу посиделочную — и стар и млад. Ряженые знай стараются — из кожи вон лезут, чтобы почудить. А зрители знай подзадоривают, подначивают! И пойдут тут воспоминания о старине: как прежде рядились — и курочкой-то, и разбойником. И общее веселье от этих воспоминаний только усиливается. В городских домах наряжались поизысканнее, повитиеватее — русалками, турками, рыцарями. Барышни — гусарами, а юноши, наоборот, дамами. Героиня одной комедии XVIII века «Игрища на Святках» так объясняет необходимость устройства святочных игр: «На что и на свете шататься да горе мыкать, коли между тем не иметь никаких веселостей». И эта традиция колядок не умерла окончательно, только уж взрослые в этом действе участвуют редко, в основном дети ходят по домам и поют веселые песенки. Церковью гадание, ряженые, масководство и надевание звероподобных харь порицались. В указе патриарха Иоакима от 1684 года, запрещающем дурачества во время Святок, говорится о том, что они приводят человека в душепагубный грех. Вот петь песни, славящие Рождество, — совсем другое. Но для этого вовсе не нужно рядиться в какие-то яркие одежды и тем более надевать звероподобные маски. Мне больше по душе другая традиция, более светлая и спокойная. После рождественской службы отправиться в крестный ход с иконами и хоругивями и петь, славя Христа. В этом году, несмотря на сильные морозы, крестные ходы прошли и в городах, и в селах. И при виде праздничной процессии теплели у людей лица. Рождественская радость наполняла улицы и дворы, лилась свободно и широко, славя великое торжество.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям