Захлопывали и освистывали

Первый крупный свой юбилей — 10 лет — отмечает в начале февраля моторостроительный профсоюз «Солидарность». Настроение, однако, у лидеров рабочего движения не праздничное. Организация переживает не лучшие времена, под знаменами «Солидарности» сегодня объединены всего пятьсот рабочих ЯМЗ. А еще несколько лет назад профсоюз насчитывал более двух тысяч членов.

«Солидарность» создавалась в период накала взаимоотношений между трудовым коллективом и директорским корпусом завода. На предприятии не выплачивалась заработная плата, многие цеха простаивали, стремительно падали объемы производства. Первого февраля 1994 года остановились «Рыбинские моторы», рабочие и сотрудники были отправлены в вынужденные отпуска. Причина остановки — неплатежи заказчиков. Не лучшей была ситуация на моторном в Тутаеве, а ярославцы вызвали руководителей предприятий и администрацию области на ковер. Ковром стал клуб «Гигант». Здесь 3 февраля и состоялся весьма жесткий разговор между представителями трех заинтересованных сторон. Третье февраля и считается днем рождения ярославской «Солидарности». В этот день в профсоюз вступили сразу шестьдесят человек. Его назвали свободным в пику прежнему, оставшемуся с советских времен профсоюзу автомобильного и сельского машиностроения. Он, по мнению трудового коллектива, уже не отвечал задачам рабочего движения. По аналогии с польскими трудящимися, которые первыми в социалистическом лагере создали независимые организации, ярославцы по образу и подобию нарекли новорожденный союз «Солидарностью». Новые профсоюзные боги задали перцу начальникам и администраторам на общем собрании трудовых коллективов в клубе «Гигант». Почти все тогда безоговорочно поддерживали инициативы по объявлению забастовок и акций протеста, направленных против экономической политики российских и местных властей. О накале страстей ярко свидетельствует факт, приведенный в нашей газете того времени: «Разбушевавшийся зал устроил настоящую обструкцию губернатору Лисицыну во время его выступления. Лисицына захлопывали по-съездовски и даже освистывали». Удивительно, но взбудораженные люди в тот вечер поддержали своего генерального директора Виталия Долецкого, который отказал представителям американской промышленности в покупке контрольного пакета акций предприятия. Бороться с кризисом решили без помощи дяди Сэма. Спустя годы рынок все же взял свое — завод принадлежит не «Дженерал Моторс», а российскому миллионеру Дерипаске, по-прежнему выпускает продукцию, не имеющую спроса в Европе, но революционную ситуацию удалось сгладить. С момента образования и до конца тысячелетия «Солидарность» продолжала играть серьезную роль в жизни моторного завода. Все это время с ней вынуждены были считаться руководители предприятия. Однако после 2000 года влияние независимого профсоюза на трудовые коллективы стало неуклонно снижаться. Сейчас, по словам самих работников профсоюза, они занимаются исключительно улаживанием отдельных конфликтов между рабочими и представителями администрации. В состав комитета профсоюза входят три человека — председатель, его заместитель и бухгалтер. Расширять штаты нет возможности. — Мы существуем только юридически, — признается председатель профсоюза Леонид Афанасьев, — реальной силы мы уже не представляем. По новому Трудовому кодексу выступать от имени рабочих может организация, куда входит половина трудового коллектива. Половины коллектива не объединяет и второй профсоюз — автомобильного и сельского машиностроения. В нынешнем положении Леонид Афанасьев винит менталитет, сохранившийся у российского работяги еще с советских времен, и атмосферу запугивания на предприятии. — Люди сами не привыкли и не умеют отстаивать свои права, боятся, — говорит Афанасьев. — Я только что раздал по цехам тысячу разъяснительных листовок, где объясняется, каким должен быть трудовой договор и какова роль профсоюза в формировании договора. Ничего. Молчание. Ни одного звонка…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям