Почему страшен високосный год

После теракта в московском метро и техногенной катастрофы в «Трансвааль-парке» многие обреченно вздохнули: чего-то подобного и следовало ожидать — год-то високосный, а они всегда считались опасными и приносящими различные беды.

А уж 29 февраля и вовсе значилось днем всех несчастий, ибо в этот день «скот падает, деревья засыхают», начинаются повальные болезни и «заводятся» семейные раздоры. В канун и в последний день високосного года даже произносились специальные молитвы. Помогали ли эти молитвы, сказать трудно, но некоторую успокоенность в душу вносили. Понятие «високосный год» появилось еще во времена Римской империи. Юлианский календарь, введенный на территории империи Юлием Цезарем после его экспедиции в Александрию, фактически повторял древний александрийский. Разница состояла лишь в дате начала года — египтяне встречали Новый год весной. Цезарь, соблюдая римскую традицию, первым днем года установил 1 января. В соответствии с этим календарем длительность года принималась равной 365,25 дня. Обычный год равнялся 365 дням, а для учета накапливающейся ошибки каждые четыре года вводился дополнительный день — 29 февраля. Такие годы и получили название високосных. Разобравшись с «лишним» днем, попробуем выяснить, чего же такого страшного таит в себе всего одна цифра. Дело, оказывается, в том, что 29 февраля — день Касьяна. А в ряду святых угодников, чтимых православными, он занимает совершенно исключительное место. Это хоть и святой, но нелюбимый, «немилостивый». Касьян, один из последователей Христа, отказался помочь землепашцу вытащить завязшую телегу, о чем его просил Христос. Это сделал шедший рядом Николай. И тогда Христос сказал: «Благое дело ты сделал, Николай. Будут люди поминать тебя два раза в году — в мае и декабре. А тебя, Касьян, за то, что ты не помог, будут поминать только раз в четыре года». Кстати, в некоторых русских областях Касьян даже не считается святым и самое его имя слывет позорным. А в Кадниковском уезде Вологодской губернии Касьяна считали опальным святым и рассказывали о нем другую легенду: «Св. Касьян сначала был светлым ангелом, почему Бог не имел нужды таить от него свои планы и намерения. Но затем святой этот соблазнился на обещания и уловки нечистой силы и, перейдя на сторону дьявола, шепнул ему, что Бог намерен свергнуть всю сатанинскую силу с неба в преисподнюю. Но потом Касьяна стала мучить совесть, он раскаялся в своем предательстве и пожалел о прежнем житье на небе и о своей близости к Богу. Тогда Господь внял мольбам грешника и сжалился над ним, но из осторожности все-таки не приблизил его к себе, а приставил к нему ангела-хранителя, которому и приказал заковать Касьяна в цепи и бить его по три года тяжелым молотом в лоб, а на четвертый отпускать на волю». В Новгородской губернии существовала еще одна версия того, почему день Касьяна празднуется только раз в четыре года: святой Касьян три года подряд в свои именины был пьян и только на четвертый год унялся и праздновал своего ангела в трезвом виде. Причем крестьяне не только не любят, но и боятся этого святого: «Касьян на что взглянет — все вянет», если взглянет на скотину — околеет скотина, взглянет на человека — будет тому человеку великое несчастье. «Глаз Касьяна» считается настолько опасным, что 29 февраля крестьяне не советуют даже выходить из избы. Ну а в Вологодской губернии и вовсе полагали, что во власти этого святого «спустить ветер на землю и наслать на людей и на скотину мор». Такое отношение к странному святому и определило отношение русского народа к «лишнему» Касьянову дню и к високосному году в целом. Впрочем, не только у нас високосные годы считаются плохими. В Англии, например, существует поверье, что в високосный год все не так, все шиворот-навыворот: «В високосный год и конский боб не туда растет». А в Шотландии только в високосный год не мужчины сватаются к женщинам, а наоборот.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page