Двенадцатый остров

Криком о помощи назвали свое письмо в нашу редакцию жители дома N 12 по улице Достоевского в Ростове. Свой дом они называют островом, потому что весной, летом и осенью дом очень часто бывает окружен водой и порой зайти в подъезд или выйти из него без каких-либо приспособлений (досок, кирпичей) даже в резиновых сапогах невозможно.

И потому еще, что докричаться жители этого дома не могут ни до ближних, ни тем более до дальних начальников, имеющих возможность и обязанных им, добросовестным квартиросъемщикам, помочь. Станционный двухэтажный жилой дом из шлакобетонных блоков по-строен в 1933 году. И был он в то время, думается, одним из лучших в Ростове: просторные комнаты, кухни, большие окна, высокие потолки. С топливом для печей у железнодорожников проблем не возникало, водоразборная колонка стояла прямо во дворе. А других-то условий в те годы в Ростове и не существовало, не было благоустроенных квартир. Свидетелей первых лет жизни в этом доме не осталось. Нынешние старожилы поселились в нем в начале шестидесятых. Нина Васильевна Долгова уверяет, что дом был значительно выше. Чтобы в окно первого этажа постучать, приходилось брать в руку палку, иначе не достать. С трудом в это верится, когда видишь подоконники на уровне пояса. А ведь дом как стоял в низине, так в ней и остается, уровень прилегающей территории не повышался. Все соседние, служебные здания выше стоят, на уровне железнодорожного полотна. Но это обстоятельство ничуть и никоим образом не задевало жителей двенадцатого дома. В другую сторону от него местность была еще ниже, а вдоль проезжей части улицы Достоевского проходила водоотводная канава, и ни о каких подтоплениях никто и не помышлял. Все началось со строительства объездной — минуя центр города — дороги. Вернее, участка дороги Москва — Холмогоры. Вначале уровень объездной оставался прежним, но в ходе реконструкции в 1991 году дорогу на метр-полтора подняли и расширили, засыпав водоотводную канаву. В том же году впервые произошло затопление территории вокруг жилого дома. Вода полилась отовсюду, со всех сторон и даже из канализационных колодцев. Вместе с фекалиями. Давно и основательно опустившиеся в землю подъезды наполнились водой до лестничной площадки первого этажа и выше, до дверей в квартиры. Вода хлюпала под половицами в комнатах и на кухнях. Полагали жильцы, что это временное стихийное бедствие, но подобная ситуация повторилась на следующий год. И с тех пор становится только хуже. В доме десять семей, в большинстве из них — дети. И дети болеют, и взрослые по той причине, что шлакобетонные стены — хорошие проводники влаги. Даже снаружи дома видно, как она ползет по стенам вверх. Отваливаются обои, опадает штукатурка, прогнивают и проваливаются полы, возле стен особенно интенсивно. Жильцы ежегодно вынужденно делают ремонт, маскируя жуткую картину среды своего обитания. Но борьба у них неравная, влага и порождаемая ею плесень не отступают. Многочисленные жалобы квартиросъемщиков были услышаны руководством Северной железной дороги. В 1996 — 1997 годах сделан ремонт с заменой кровли (железо на шифер), оконных рам и косметическим обновлением здания. Но главная причина жалоб не устранена. Убрали водоразборную колонку со двора, воду провели в дом, в 1999 году подвели отопление от котельной ПЧ (дистанция пути). Не пожалели денег на замену сетевого насоса в котельной, чтобы в квартирах стало тепло без использования печей. Ну просто молодцы железнодорожные начальники! Только вот почему-то дренаж вокруг жилого дома и водоотвод сделать не решились. И поэтому печи жители этого дома используют по-прежнему, даже более того — и летом, чтобы хоть как-то избавиться от непроходящей сырости. — Приезжал начальник Ярославского отделения дороги, — говорит Нина Васильевна, — как раз в тот момент, когда к дому нельзя было подойти. Подивился, покачал головой и сказал, что вопрос сложный, одним (видимо, отделение имел в виду) его не решить. И не решают. Даже под угрозой того, что муниципальное предприятие коммунального хозяйства этот дом на свой баланс не примет, пока дренаж не будет сделан. Лет пять уже тянутся переговоры о передаче ведомственного дома муниципалитету. Толку никакого. Работники МП КХ сказали жителям о судьбе их дома: если дренаж не сделать, через пару лет развалится. Погорячились, конечно. Не развалился дом, но жить в нем — подвергать себя и своих детей серьезной опасности. Под воздействием влаги, а также вибраций — говорят, трясет так, что стекла дребезжат: с одной стороны — поезда, с другой — нескончаемый поток автотранспорта, — дом не только погружается в землю, но и крошится. Стены его ослабевают. Кто может поручиться, что он действительно в один прекрасный момент не рухнет? Жильцы дома не только жалобы писали, но и спасались от наступающей воды (беды) кто как мог. На первом этаже некоторые подняли полы в квартирах так высоко, что от лестничной площадки, чтоб шагнуть за порог, впору пару ступенек делать. А высокие потолки приблизились. И все равно полы гниют. Диспетчер ПЧ Ирина Хафизова провела меня на кухню и показала угол за столом. Там — провал, черные края прогнивших досок. Недавно ее семье выдали доски для замены прогнивших. Но это же сказочка-безотвязочка! Потом снова рамы придется менять. Первопричина-то не устранена. К кому только жители злополучного дома не обращались! На днях получили ответ на свое письмо президенту Путину. Ответ из департамента социального развития и непроизводственной сферы ОАО «РЖД», в котором сообщается, что направлено ходатайство в департамент дорожного хозяйства Ярославской области насчет восстановления водоотводной канавы вдоль объездной дороги. Железная дорога не прекращает строить жилье. Два шестиэтажных дома по ее заказу построены в первом микрорайоне города совсем недавно. Строились они для переселенцев из районов Крайнего Севера, но нашлось место и для местных железнодорожников. Как утверждают жильцы двенадцатого дома, получили даже те, кто имел благоустроенное жилье. И — вновь прибывшие специалисты. Отнюдь не из районов Крайнего Севера. А живущим в неблагополучном доме железнодорожникам и ветеранам труда — 82-летняя Любовь Кобылкина и во время войны на железной дороге работала, и на пенсию ушла с СЖД, — им, остронуждаюшимся, ничего не предлагают, кроме обещаний отвести воду. Не на шутку напугались жильцы, когда до них долетел слух, будто бы железнодорожное начальство каким-то образом умаслило муниципальное и вскоре должна состояться передача дома. Выходит, отказались коммунальщики от своего требования выполнить дренаж?..

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page