Барабань на всю планету

Барабаны могут издавать магические звуки, но не самостоятельно. Этим искусством суждено овладеть далеко не каждому. В Ярославле живет виртуоз, посвященный в таинство. В руках Юрия Некрасова барабан вот уже 15 лет творит чудеса, от его звуков люди пускаются в пляс, даже категорически не желая этого делать.

ДВЕ СТРАСТИ У Юрия Некрасова с самого раннего детства появилось два увлечения, две страсти, которые невозможно было в себе погасить. Они постоянно требовали, чтобы их выпускали наружу, но в то же время всегда оставались внутри. Юрий любил петь самозабвенно. Ему нравился свой собственный голос. Управляя им и одновременно слушая его, он впадал в какое-то особое очень приятное состояние. Хотелось находиться в нем беспрерывно, поэтому Юрий пел практически всегда и везде. Он собрал множество дипломов, побеждал в различных конкурсах. Второй страстью мальчика были барабаны. Издаваемые ими ритмичные звуки его завораживали. Как и у большинства юных певцов, в определенное время приятный высокий голос Юры вдруг безвозвратно пропал. Некрасов эту утрату болезненно переживал, но все-таки смирился с ней. У него осталась всего одна страсть. Она его захлестнула с удвоенной силой. Теперь он находился только во власти барабанов. Они магически притягивали, не давая ни на секунду забыть о своем существовании. Звуки барабанов возбуждали Юрия, одновременно вливали в него огромное количество энергии. Под их ритмы он начинал ощущать себя совсем другим существом, всесильным и в определенные моменты выпрыгивающим из тела и парящим в эфире. Юрий в это время смотрел на себя как бы со стороны. Он становился в своих глазах сгустком энергии, очень похожим на шаровую молнию. БАРАБАН БЬЕТ НА ПОДСОЗНАНИЕ В звуках барабанов действительно есть что-то колдовское. Оно определенным образом влияет на наше подсознание. Совсем не случайно атрибутом шаманов на разных континентах является барабан или его родной брат — бубен. Их бой многие тысячелетия назад гипнотизировал людей и вводил их в особое состояние медитации. Во времена Александра Суворова бой армейских барабанов вселял в солдат необыкновенную смелость и презрительное отношение к смерти. Они под градом пуль и осколков от снарядов, сохраняя самообладание, стройными рядами бесстрашно шли на врага. ГОВОРЯЩИЕ БАРАБАНЫ В Африке без боя барабанов вообще ничего не делалось. Наши предки-славяне общались друг с другом на больших расстояниях с помощью зрительных образов. Они, закрывая на короткие промежутки времени светоне-проницаемым предметом специальный костер, фактически используя световой прототип азбуки Морзе, посылали сообщения в нужном направлении на многие километры. Африканцы же разговаривали друг с другом на огромных расстояниях с помощью барабанов. А как они танцевали под их рокот… Это было что-то невероятное. Африканцы подарили всему миру барабан еще раз. Без их ритмов человечество осталось бы недоразвитым и обделенным. Представьте, если на следующем бразильском карнавале запретят бой барабанов. Он однозначно не состоится. Без барабанов даже масштабное мероприятие теряет свою привлекательность, а любая современная музыка без их бухающих ритмичных звуков становится откровенно ущербной. Эти аксиомы Юрий Некрасов усвоил давно, но, к его удивлению, это сделал в Ярославле далеко не он один. НЕ РАССТАНУСЬ С БАРАБАНОМ Когда Некрасов поступал на отделение ударных инструментов музыкального училища им. Собинова, на его место претендовало еще девять человек, как и он, болеющих барабанами. Некрасову помогла армейская закалка. Многое, что делает солдат на срочной службе, ему поначалу кажется абсолютно бесполезным. Однако уже потом, на гражданке, в определенный, неожиданно наступивший момент истины он начинает мысленно благодарить своего командира за то, что тот заставлял его красить осеннюю желтую траву в зеленый цвет, мучил на плацу, доводя все движения до автоматизма и… Некрасов во время поступления в музыкальное училище благодарил своего командира роты за нестандартное издевательство. Капитан части ПВО, расположенной под Рыбинском, в которой служил Юрий в 1981 году, прознал про его страсть к барабанам, вызвал к себе для разговора. Заходит рядовой Некрасов в апартаменты командира, как положено, поприветствовал офицера и стоит по стойке смирно. — Изобрази, — капитан протягивает Юрию обычный армейский барабан. Некрасов несколько раз ударил по натянутой коже инструмента и, как всегда, в определенном смысле потерял над собой контроль. Барабан творил чудеса, издавая совершенно невероятные звуки, он имитировал многие и многие инструменты, о существовании которых знает лишь искушенный слушатель. Командир следил за руками Некрасова с каменным лицом. Было непонятно, это все нравится капитану или, наоборот, он такое насилие над ротным самым главным инструментом осуждает? Юрий до сих пор это так и не узнал. Однако именно с того самого дня — то ли в качестве поощрения, а может, наоборот, наказания — он на протяжении всей службы почти никогда не расставался с барабаном. Без его подбадривающих звуков рота не перемещалась даже на метр. В столовую — под барабан, обратно — тоже. На стрельбы — барабан. На плацу без барабана Некрасова уже совсем никак нельзя. ОТБАРАБАНИЛ АРМИЮ Службу Юрий в буквальном смысле отбарабанил. Инструмент у него вырывали из рук, лишь когда все укладывались спать. Прапорщик уносил барабан в свою каптерку и водружал его там на особое почетное место. Утром, еще до подъема, ночной хранитель ротной реликвии вручал ее Некрасову. Солдаты вскакивали со своих кроватей уже под барабан, все быстро синхронно одевались под его ритм. Барабан вновь звучал до отбоя. И так каждый день. На примитивном ударном инструменте Юрий уже начал творить не просто чудеса, а чудеса в квадрате. Барабан в его руках стал пародировать даже голоса сослуживцев, «прикидывался» целым оркестром, ну разве что скрипкой Страдивари не звучал. ОРГАН И БАРАБАН В ОДНОМ ФЛАКОНЕ В музыкальное училище Некрасов поступил без труда. Учился с энтузиазмом. Про ударные инструменты стремился узнать все, на очень многих играл, все больше начинал нравиться ксилофон. Для простого смертного эта штуковина выглядит забавно. К трубам, очень напоминающим органные, только меньших размеров, прикреплены деревянные палочки, почти рояльные клавиши. Звучать их заставляют специальными тросточками, на кончиках которых закреплены шарики. На этом инструменте Юрий Некрасов отрывался по полной программе, мог вмиг завести любого человека, даже очень скупого на эмоции. У КОМПЬЮТЕРА АЗАРТА НЕ ВОЗНИКАЕТ Был период в мире музыки, когда с живым барабанщиком стал конкурировать электронный. У него было неоспоримое преимущество. Он в отличие от человека не умел ошибаться, четко следовал заданной программе, ни на йоту от нее не отступал, его паузы между ударами были выверены с математической точностью. Этот козырь со временем превратился в недостаток. Историческую дуэль выиграл живой барабанщик. Он импровизировал, иногда чуточку сбивался с безупречно четкого ритма. Слушателю это нравилось, потому что звуки становились живыми и неповторимыми и заставляли людей буквально в пляс пускаться. РАЗЫГРАЛСЯ НЕ НА ШУТКУ Некрасов пошел нарасхват. Он играл во многих коллективах, в том числе делал ритм инструментальной группе хореографического ансамбля «Молодость», камерному хору «Глас». Юрий побывал на гастролях в Чили, США, Тунисе, Португалии, Испании, Германии. Некрасов выступал в 1990 году в Португалии. Народ этой страны знает барабан вот уже две с половиной тысячи лет. Понятно, они — люди горячие и не смогли слушать ксилофон просто сидя. Концерты проводились в престижных больших залах. Все зрители-слушатели в обязательном порядке срывались с мест — и давай плясать, остановиться не могли. А Юрий и сам на первом же концерте, глядя на более чем одобрительную реакцию зала, в особый азарт вошел, все энергичнее стал играть. Португальцы устали, но не останавливаются, а лишь взглядами просят Некрасова ксилофон больше не трогать. Музыкант нашел в себе силы остановиться. Довольные танцоры буквально рухнули от усталости на пол, а через минуту вновь давай танцевать — как только вновь зазвучали заводные ритмы, и усталость у них куда-то пропала. Примерно то же самое было и в Испании. ХОЛОДНЫЕ НЕМЦЫ Немцев завести труднее. Приехал Юрий выступать в Германию, а свои родные палочки для ксилофона дома оставил. Как такое случилось? Просто непонятно. Видать — судьба. Потому что, не забудь Некрасов свои палочки в Ярославле, то и немцев, скорее всего, удивить и завести не удалось бы. Задолго до начала концерта Юрий забеспокоился, об отсутствии палочек сообщил принимающей стороне Земли Гессен. Немцы тоже заволновались, забегали. Палочки нашли в местном музыкальном училище. Однако они оказались совсем не для энергичного и азартного Некрасова. За несколько минут до начала концерта Юрий их испробовал. Все было нормально. Началось выступление. Некрасов, как всегда, вошел в азарт и начал размахивать палочками все энергичнее и энергичнее. Немцы слушали и наблюдали сдержанно, даже немного заторможенно, можно сказать, оставались равнодушными. Юрий наблюдал за их вялой реакцией и начал принимать меры для переломного момента. Он поставил перед собой четкую цель — завести их так же, как испанцев. Старался. Арийцы оставались хладнокровными. УЛЕТЕЛИ ШАРИКИ Некрасов сам почти в транс вошел, а немцы все не запускаются. Юрий тогда палочками замахал в два раза сильнее, чем прежде. Вдруг с испугом обнаружил, что шарики с них улетели в зрительный зал. Воспользовался паузой, сбегал за набалдашниками, одел их на прежнее место — и давай играть еще азартнее. Шарики опять улетели. Этот эпизод повторялся много раз. В конце концов в зале началось такое! Немцы просто вскипели и вспенились, дикие танцы стали демонстрировать, Юрия со сцены не отпускают, заставляют играть и играть. Как выяснилось позднее, зрители приняли Некрасова за циркача, музыканта-виртуоза, думали, что он трюки перед ними демонстрирует. БАРАБАНЩИКОВ — НА ПОТОК В этом году исполняется 15 лет творческой деятельности виртуоза ударных инструментов Юрия Некрасова. Сейчас Некрасов делает специалистов по ударным инструментам в ярославской школе искусств N 3. Так что виртуозы-барабанщики не переведутся на нашей земле.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page