Город-сад

Флетчер называл Ярославль самым красивым городом по месторасположению. Подтверждение тому — виды Ярославля на гравюрах XVIII века Корнелия де Бруина и Алексея Ростовцева и строчки из песни работных людей Ярославской Большой мануфактуры: «Ярославль наш батюшко, река Волга-матушка, ты стоишь весь на горе в самой цветущей поре, слободами украшен, и полатам упестрен…»

О садах Ярославля раннего периода известно немного, и в основном это легенды, предания о священных рощах, монастырских садах. Восходят они к раннему средневековью. По преданию, во времена язычества за рекой Медведицей в Волосовской логовине была священная роща естественного происхождения, где располагалось капище бога Волоса. Здесь молились жители селища Медвежий угол, расположенного близ устья реки Которосли. Ярослав Мудрый покорил язычников и основал на Стрелке при впадении Которосли в Волгу город Ярославль. С принятием христианства на месте капища построили храм Великомученика Власия. Сейчас на этом месте гостиница «Ярославль». Однако и христианство широко использовало обычай моления в священных рощах. Так, при Толгском монастыре насадили кедровую рощу, где висел образ Чудотворной иконы Толгской Богоматери. В наше время с восстановлением монастыря возродилась и священная роща. Предположительно при монастырях и дворах князей, бояр были экономические сады. Был такой сад при ярославском Спасском монастыре. С первой половины XVIII века до начала ХХ века излюбленным местом гулянья ярославцев была сосновая роща на северо-западе от города. Близ нее в Бабином овраге располагался серно-купоросный завод купца Полушкина, отчима основателя русского театра Федора Волкова, и роща называлась Полушкиной. По легенде, в середине XVIII века в летнее время здесь разыгрывали спектакли учащиеся духовной семинарии, затем труппа Федора Волкова. В начале XX века в роще устраивалась торгово-промышленная выставка «Северный край». После революции, в 30-е годы, это место было отдано для строительства резинокомбината, и рощу вырубили. На топографическом плане Ярославля 1769 года показан большой регулярный парк на Стрелке за воеводским двором. Легендой Ярославля стал ре- гулярный парк промышленни- ка Ивана Затрапезнова, разбитый при Ярославской Большой мануфактуре в конце 1720-х — начале 1730-х годов. Впоследствии парк превратился в общественный, место гулянья жителей всей округи. В конце XVIII века во время перестройки города по регулярному плану за городским валом был устроен Загородный сад, с заведениями Приказа общественного призрения. Близ Загородного сада построили деревянное здание «воксала», где устраивали балы местной знати. Долгое время напротив Дома призрения ближнего был сад «Под липами» для прогулок сирот. В 1820-х годах на его месте построили Мытный двор. На одном из регулярных планов Ярославля показана планировка Казанского бульвара: аллеи лип, орнамент из цветочных насаждений. В 1870 — 1880 годах на бульваре работал бродячий цирк, в начале ХХ века, когда сад сдали в аренду Бутлеру, здесь устроили ресторан, открытую сцену — эстраду. Позднее появились балаганы для синематографа, затем — летний кинотеатр. На рисунке Мизерова у Семеновского спуска на Пробойной улице виден сад Шапошниковых-Пастуховых, в советское время на его месте выстроили дом. Cады устраивались и при резиденциях губернаторов: Алексея Мельгунова — на берегу реки Которосли (конец XVIII века), Безобразова — на Ильинской площади (начало XIX века). Хотя сады были при казенных зданиях, губернаторы порой вкладывали и свои средства в их развитие. Великолепный сад был при Демидовском училище. По плану Ярославля 1847 года общественные сады, парки, скверы показаны: у Демидовского лицея, у дома губернатора, у церкви Власия, у казарм на Большой Московской улице, у дома полицейского, у Дома призрения ближнего, перед церковью Семиона Столпника, у дома Общества ремесленников, при семинарии. Бульвары разбиты на Волжской набережной, от Волги к театру, по Ершову ручью у церкви Вознесенья и т. д. На начало ХХ века большой сад (площадью более 2500 кв. саж.) был во владении Ярославского городского сиротского дома имени купцов Друженковых. Располагался он внутри квартала, ограниченного улицами Борисо-глебской и Духовской (Свердлова и Республиканской). При саде было 3 оранжереи и 2 парника. Для гуляющих устроена беседка. Однако местность здесь была низменной, болотистой, и вскоре управление сиротского дома приобрело для детей домовладение в сухом месте, в центре города. На 1899 год площадь, занятая садами, бульварами и палисадниками, составила в Ярославле 7,4 процента от всей площади. Зеленые зоны пытались увеличить устройством общественных садов. В середине XIX века разбит сквер Власьевский на Театральной площади, во 2-й половине века на средства ярославского городского головы Ивана Вахрамеева разбит сквер на Плац-парадной площади, названный Вахрамеевским. В начале ХХ века появляется большой общественный сад «Забава» за Которослью, напротив училища им. Градусова. По композиции декоративные сады (парки) в России с начала XVIII века были регулярные (французские), в начале XIX века появились пейзажные (английские) парки. Из ярославcких общественных садов и парков были английскими: сад «Под липами», «Губернаторский», «Демидовский». Партикулярные (частные) сады появились еще в период раннего средневековья при монастырях и дворах князей, бояр, позднее купцов. Средневековые городские усадьбы по планировке близки к сельским: внутри обширного двора, за забором, стояли «палаты» (деревянные, смешанного типа или каменные), служебные постройки, сзади по-строек располагались сады и огороды. К сожалению, описания усадеб, как правило, очень скудные, и сады лишь упоминаются. Бедные горожане, имея не- большой участок земли, строили жилой дом по красной линии улицы, за ним располагался небольшой двор, и далее — небольшие сады с огородами. Внутри жилых массивов, как правило, были выгоны для скота. С развитием промышленности в больших купеческих дворах свободную землю стали занимать под промышленные постройки. Комплекс Ярославской Большой мануфактуры из промышленных и жилых построек за Которослью создан уже на основе регулярной планировки, образуя живописную композицию. «Затрапезновский» парк был регулярным, французским. Планировка его напоминает проекты знаменитого придворного садовника Петра I Ульяна Зотова. Мнение архитектора Добровольской о схожести композиции парка с проектами садовника Петра I Ульяна Зотова не лишено основания. Есть косвенные данные о знакомстве Ивана Затрапезнова с «Двором» императора. В Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве хранится люстра, выточенная из кости. По легенде, она была подарена Ивану Затрапезнову Петром I. Усадебная застройка стала одной из составных частей регулярного плана 1778 года. Для формирования кварталов и поддержания красных линий улиц планом был регламентирован новый тип городских усадеб, обязательный для всех городских слоев. Суть его: основная постройка (главный особняк) строился по красной линии улицы, за ним двор с флигелями и хозяйственными постройками, сзади — огород, сад. Партикулярные сады и огороды, обращенные внутрь квартала, формировали зеленую зону, легкие города. Вместе с общественными садами партикулярные создавали ландшафт провинциального города. Каждая усадьба представляла собой обособленное хозяйство со своим внутренним миром. Особняк с флигелями и службами, построенный по образцовым проектам лучших архитекторов России, создавал интересный архитектурный ансамбль в стиле классицизма (усадьбы Матвеевского, Пастуховых). Прекрасным дополнением этих ансамблей являлись сады. Вероятно, это были сады-парки. В богатых дворянских и купеческих усадьбах были сады с беседками, прудами, оранжереями, в которых выращивали заморские фрукты: лимоны, ананасы и т. п. На конец XVIII века сады с оранжереями были в усадьбе генерал-губернатора Алексея Мельгунова (между ул. Киселюха и набережной Которосли). В начале ХХ века члены Естественно-исторического общества дворянин Сабанеев и купец Кокуев в своих усадьбах между Дворянской и Романовской улицами развели селекционные сады. Большой сад Пастуховых с теплицей и оранжереей близ церкви Ильи Пророка в начале ХХ века Естественно-историческое общество просило под ботанический сад. В 1842 году все любители садоводства, экономического и декоративного, объединились в Общество сельского хозяйства. В 1880 годах возникло Ярославское отделение Императорского российского общества садоводов. На 4-й сельскохозяйственной выставке в 1860 году отличился господин Мурин из Ярославля, представивший интересные виды садовых деревьев, кустов, плодов, оранжерейных растений из своего сада. На выставке в 1886 году один из основателей ярославского Естественно-исторического общества купец Никита Рафаилович Кокуев представил наибольшую коллекцию цветов: 50 видов кактусов, 43 вида клубневой бегонии, около 70 видов комнатных растений. На территории выставки им была устроена клумба из ковровых растений площадью 64 кв. м. Во второй половине XIX века в Ярославле были известны садовые заведения Засецкого, Зимина, Рубцова. Принимались заказы на букеты, венки, гирлянды, оформление горшечными растениями интерьеров. В 1890 годах за Романовской заставой, недалеко от Загородного сада была создана школа садоводства и огородничества. Просуществовала она по 1920 год. На территории школы были питомник плодовых, ягодных и декоративных растений, парники, теплицы. Выращивали яблони, вишни, кусты смородины, малину, клубнику, саженцы декоративных растений. Во второй половине XIX века с развитием крупной промышленности, притоком населения в город, многие кварталы, особенно центральные, застраиваются доходными домами, а в усадьбах, даже в центральных кварталах, появляются мелкие предприятия: медно-слесарные мастерские в усадьбах купцов Андроновых на Петропавловской и Адольфова на Варваринской улицах; бани в усадьбе Оловянишникова на ул. Угличской и Мурановские в устье Ершова ручья; свечные заведения в усадьбах купца Салова и Духовного ведомства в квартале у Семеновского спуска и т. д. С приходом советской влас- ти в 1924 году был разработан новый градостроительный план под лозунгом «Город-сад». Принятие правительством в 1930 году плана «Индустриализация всей страны» привело к разработке нового градостроительного плана с выделением площадей под строительство промышленных гигантов. Большой потерей для города была вырубка Полушкиной рощи и строительство на ее месте резинокомбината. Однако обвинения в адрес советской власти по поводу уничтожения рощи можно считать справедливыми лишь наполовину. Большевики осуществили планы дореволюционного акционерного общества «Треугольник». Еще больше город стал задыхаться, когда со стороны розы ветров был построен нефтеперерабатывающий завод. С национализацией советской властью домовладений исчезли большие усадебные сады. Частные сады сохранялись лишь при небольших, как правило, деревянных домах, которые пошли под снос. Стоит отметить домовладение Ржевских на ул. Чайковского («дом И. Богдановича»), где в саду врача Николая Васильевича Ржевского, известного кактусовода, была оранжерея и росла голубая ель. В годы советской власти на смену усадебным садам пришла практика озеленения дворов с устройством палисадников и газонов с деревьями. Возрос удельный вес общественных парков и садов, на отдельных улицах были разбиты бульвары, скверы (ул. Свердлова, ул. Чайковского, пр. Ленина). В 1940 — 1960 годах получают развитие ботанические сады: общегородской для юннатов на Стрелке, научно-практический при пединституте. Возникло много учебных ботанических садов при школах. Великолепный ботанический сад был при женской школе N 6 по улице Победы. Во второй половине ХХ века все это пришло в упадок. В настоящее время уничтожены все школьные ботанические сады, с трудом выживает ботанический сад ЯГПУ, занесенный в каталог ботанических садов России. Главная причина упадка и разрушения сада — непонимание его научной ценности со стороны ректора Афанасьева, давшего согласие на строительство возле сада большого жилого комплекса. Приватизация недвижимости, продажа старинных и новых домов могли бы при грамотном проектировании и планировке дворовых пространств вновь возродить частные усадебные сады. Небольшой садик разбит при частном домовладении на улице Чайковского рядом со старинным домом Иванова. Однако застройка внутриквартальных пространств лишает дома, стоящие по красной линии кварталов, дворовой территории и нарушает принципы регулярной застройки. Раздача усадебного комплекса разным владельцам приводит к его разрушению, строительству на месте служб, садов больших домов. В настоящее время запроектирован дом на месте сада на углу улиц Кедрова и Волкова. Не прекращаются попытки застройки сада при бывшем доме Пегова в Первомайском переулке. Многие общественные парки и сады пошли под автомобильные стоянки и застройку. Город, особенно его центральная часть, лишается внутренней зеленой зоны.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page