Черные дыры на белом поле

Только безусый юнец, наивный по определению, поверит сегодня в то, что хоккей в России — это спорт. Большинству ценителей прекрасной ледовой игры давно ясно, что от спорта в ней остались коньки, клюшки, лед… Да и, пожалуй, все. Остальное — коммерция. Окутанная мраком, легендами, слухами, домыслами.

Клубы российской суперлиги представляют собой закрытые акционерные общества с расплывчатыми бюджетами, и легче выяснить расположение секретных военных объектов на территории России, чем получить информацию о доходах и расходах элитных команд. Резон в тайне есть — зачем пугать народонаселение космическими цифрами зарплат игроков, ведь у большинства россиян, кроме раздражения, ничего не вызовет известие о том, что форвард такой-то в год имеет на карман столько, сколько не в каждом муниципальном бюджете наскребешь. Но ледовые дружинники находятся далеко не на самом верху спортивной иерархии. Тренеры, управленцы, руководители, менеджеры клубов имеют еще большие дивиденды. Недаром деятели от хоккея в своей массе предприниматели и коммерсанты. Каждый, ну или почти каждый из них, помимо занятости в клубах владеет ресторанами, кафе, магазинами, учреждает собственные компании и т.д. и т.п. Мы далеки от того, чтобы, не дай Бог, осуждать функционеров от хоккея за их оживленную бизнес-деятельность. Экономика должна развиваться, и чем больше средств в нее вложено, тем счастливей потребитель. Речь не о том. Хочется понять механизм появления в нищей стране, внутренний валовой продукт которой никак не догонит несчастную Португалию, мощных суперклубов, которые уже удивляют менеджеров НХЛ, приглашая к себе звезд мирового уровня. Российская лига нежданно-негаданно из приблудившейся замухрышки несколько лет назад вдруг оперилась и превратилась в статную красавицу, стала лучшей в Европе, а значит, второй в мире после НХЛ. Значит, петь нам веселые песни и радоваться! Танцевать ритуально-победные танцы, выкрикивать горячие речевки! Только почему-то проигрывает сборная, а молодые дарования так и норовят упорхнуть в Северную Америку. Многих из российских энхаэловцев на выступления сборной ничем не затянешь. Что есть наш хоккей сегодня? Триста-четыреста опытных игроков, что в межсезонье мечутся между клубами в поисках солнечных мест. Из них преданностью и верностью командам отличаются немногие. Такие хоккеисты, как наши Подомацкий, Самылин, Красоткин или магнитогорские братья Корешковы, скорее, исключение из правил, чем традиция. Что ж ищут звезды в краях далеких, что бросают в родных палестинах? Ищут понятно что — хороших контрактов, а бросают болельщиков, однажды в них поверивших. А лига, между прочим, стареет год от года. Руководители клубов предпочитают приглашать в состав проверенных, зарекомендовавших себя игроков. Зачем им неоперившаяся молодежь. Обычно даже не учитывается мнение главного тренера. Ему просто всучают готовый состав, с которым тренер и вынужден покорять кубковые вершины. Принудительно, по распоряжению руководства лиги, клубы записывают в состав молодых спортсменов, которые большую часть игрового времени проводят в запасе. А разве не так в НХЛ? И там хоккеисты не считают аморальным искать счастья в командах побогаче. И так, и не так. Клубы НХЛ — открытые коммерческие организации, где каждый доллар на учете. Они сами строят дворцы, ведут активную рекламную кампанию, продвигают себя на рынке. Успех и популярность команды там обеспечивает не столько результат первенства — ряд клубов никогда не брал главного приза, но их игры продолжают посещать толпы болельщиков, сколько умелый маркетинг. Наши команды наполовину, а то и полностью обеспечиваются из территориальных бюджетов. То есть кормят российских спортсменов закрома богатой и любимой Родины. При этом в НХЛ доходы и расходы клубов — достояние общественности, все цифры известны и математика проста. У нас хоккей дотационный, а суммы дотаций известны немногим. Там борьба за высокое место — борьба за имидж, за рекламу, за телетрансляции, за доходы от продажи билетов в плей-офф и прочее. У нас доходы от продажи билетов составляют 1 — 2 процента от общего бюджета команд. Входные билеты можно и вовсе отменить, на доходах клубов это сильно не отразится. Вознаграждения за призовые места — минимальные. Так за что ломаются клюшки? Как ни парадоксально — за расположение местных вельмож. И чемпионат России сегодня — состязание карманных команд губернаторов и президентов национальных республик. Ну еще отраслевых королей. Вот в Москве власть далека от хоккея — все больше теннисом увлекалась, теперь, надо полагать, борьбой — и результаты соответствующие. Единственный серьезный клуб «Динамо» выходит на площадку в свитерах с таким количеством рекламных надписей, что форма напоминает фантазии художников-абстракционистов. Высшая лига российского первенства безнадежна отстала по уровню доходов от суперлиги. Здесь не думают о миллионных контрактах — лишь бы выжить. Задерживаются зарплаты. В некоторых командах игроков кормить нечем. Разрыв с каждым сезоном увеличивается. Хоккей живет и более или менее развивается в трех-пяти городах страны, далее — вакуум. В хоккейных школах при профессиональных клубах занимается от силы несколько тысяч мальчишек из обеспеченных семей. Для остальных сотен тысяч школьников он остается мифическим видом спорта. «Так в чем сила российского хоккея, брат?» — хочется спросить словами известного телегероя. «А в интересах, брат!» — напрашивается ответ. В интересах нескольких десятков людей, использующих ледовые баталии для поддержания собственного политического реноме. Как и в тусклое советское время, хоккей остается ведомственным нерентабельным спортом. Переведи его на самофинансирование — в одночасье опустеют арены, триста профессионалов тут же сдуются из страны, а заменить их будет некем. Мальчишки наши возят клюшками по грязи. В Соединенных Штатах, раз мы уж взяли их за пример, государственные деньги идут на поддержание и развитие школьных и университетских команд. Профессионалы себе на жизнь зарабатывают сами. Голкипер Веслунд, под конец сезона появившийся в «Локомотиве», пришел в профессиональный спорт из университетской команды. Только в девятнадцать лет (!) он серьезно занялся хоккеем и достиг определенных успехов. Для российских пацанов путь в большой спорт заказан, если они с восьми-десяти лет не зарекомендуют себя в детском составе при большой команде. А таких команд — раз-два и обчелся. Хоккей отечественный болен, и лучший тому показатель — международные турниры, игры сборной. Ни одна из команд суперлиги не застрахована от моментального катастрофического падения в подвал турнирной таблицы и вылета в низшую лигу. Таких примеров множество. Больного еще можно вылечить. И есть единственный рецепт — работа на долгосрочный результат. А это значит — платить деньги не суперклубам, а детским спортивным школам. Но это уже из области ненаучной фантастики.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page