Игра в наперстки

Внезапное, без объявления войны исключение людей с 37 до 50 лет из разрекламированной накопительной пенсионной системы вызвало шок и вновь привлекло внимание к особенностям пенсионной реформы.

ВПРОЧЕМ, общество, терпя эти особеннос- ти, само провоцирует государство на все более хамское отношение к себе. Так, не предусмотрено гарантий даже сохранности пенсионных взносов, что при нестабильности рискованных (в том числе и российского) фондовых рынков и отрицательной в долгосрочной перспективе доходности финансовых инструментов, в которые может инвестировать Пенсионный фонд, означает отрицательную доходность пенсионных вложений и конфискационный характер реформы. Этот абсурд не вызвал протеста, и в конце 2003 г. Пенсионный фонд устроил неприличную возню с пенсионными извещениями (по аналогии с распространенным почтовым мошенничеством эпохи застоя, названным «письмами счастья»), представив правительству заведомо недостоверные данные о сроках их рассылки и, по сути, организовав информационную блокаду населения. Общество, кроме отдельных энтузиастов, стерпело и это. Затем руководитель Пенсионного фонда Михаил Зурабов получил повышение и стал министром здравоохранения и социального развития. Это дало урок всей бюрократии: в нынешней России поощряется пренебрежение населением и введение в заблуждение руководства. Этот смертельно опасный в своей наглядности пример также не вызвал протеста общества. Теперь нам внезапно изменили «правила игры». Вызвано это недобором единого социального налога (ЕСН) в 2003 г. на 0,5 процента — даже в условиях баснословной конъюнктуры (в I квартале 2004 г. конъюнктура только улучшилась и планы были немного перевыполнены). Проблемы с ЕСН вызваны его несправедливостью: регрессивная шкала превращает честность в привилегию имущих и затрудняет администрирование — людей с наибольшим стимулом к уходу от налога слишком много, а взять с каждого из них нечего. Но регрессивная шкала соответствует интересам богатых, и они указывали лишь на необходимость общего снижения налогов. Так как экономическая повестка дня государства определяется крупным бизнесом, решение правительства о снижении с 2005 г. эффективной (реально собираемой) ставки ЕСН на пять процентных пунктов было принято еще в апреле 2003 г. Однако после этого при разработке конкретных деталей пенсионной реформы представители правительства не удосужились подумать, как и за чей счет они будут снижать ЕСН. Возможно, тогда исполнение этого решения и не подразумевалось. Однако выкристаллизовавшаяся стратегия государства в отношении бизнеса, при которой усиление неофициального давления сопровождается официальной либерализацией, потребовала выполнения обещаний. Снижение начальной ставки ЕСН с 35,6 процента до 26 процентов, по оценке Минфина, уменьшит его эффективную ставку на 5,28 процентного пункта — с 29,43 процента до 24,15 процента. На обязательное пенсионное страхование пойдет по-прежнему 14 процентов, федеральному бюджету вместо 14 процентов, также идущих на пенсии, достанется 6 процентов (расчетные потери — 248,7 млрд. руб.), фонду социального страхования — 3,2 процента вместо 4 процентов (потери — 14,3 млрд. руб.), фонду обязательного медицинского страхования — 2,8 процента вместо 3,6 процента (потери — 16 млрд. руб.). Компенсировать выпадающие доходы будут не только нефтяники (их налогообложение вырастет на 2 млрд. долларов). Правительство надеется получить 31 млрд. руб. за счет повышения собираемости ЕСН среди бедных (хотя для них уровень налогообложения фонда оплаты труда остается непосильным) и 63,1 млрд. руб. — от роста ставки с 20 процентов до 26 процентов для зарабатывающих от 100 до 300 тысяч руб. в год (300 — 900 долларов в месяц). Если у Сталина для реализации его планов под рукой было крестьянство, нынешним руководителям материалом для «выжимания соков» служит низшая часть «среднего класса», пытающаяся быть честной в условиях «управляемой демократии» — ничем не сдерживаемого торжества бюрократии, освободившейся от всякой ответственности перед обществом. Общее сокращение поступлений по ЕСН, по оценке Минфина, — 185 млрд. руб., а дефицит Пенсионного фонда — 103 млрд. руб. Помимо возможной переориентации средств, идущих сейчас на социальную помощь, способом покрытия дефицита Пенсионного фонда уже стало исключение из накопительной пенсионной системы граждан среднего возраста. Их взносы в накопительную систему с 2005 года пойдут на текущие нужды нынешних пенсионеров, в распределительную систему. Интересами будущих пенсионеров государство, не спрашивая их, пожертвовало ради интересов пенсионеров нынешних. Таким образом, государство занялось «проеданием» будущего уже в сегодняшних комфортных экономических условиях. На этом фоне предложение работникам всех возрастов вносить на накопительные счета дополнительно 4 процента своих доходов с получением дополнительной «премии» от государства в размере 2000 рублей в год носит откровенно издевательский характер.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page