Металлурги против автомобилистов

Более года назад компания «РусПромАвто» объявила о создании на базе двух ярославских однопрофильных предприятий — завода топливной аппаратуры и завода дизельной аппаратуры — единого бизнеса «Топливоподающие системы». В рамках объединения появилась и единая структура, занимающаяся снабжением предприятий и сбытом готовой продукции, — «Управляющая производственно-торговая компания «Топливоподающие системы». О том, как она работает, с какими проблемами сталкивается, мы беседуем с директором компании Михаилом Александровичем ОДНОКОЛОВЫМ.

ЕДИНЫЙ КУЛАК — До того как было принято решение об объединении, предприятия, поскольку делали однопрофильную продукцию, конкурировали между собой на рынке. Хотя и было определенное разделение: подавляющая доля продукции ЯЗТА — это комплектация двигателей ЯМЗ, у ЯЗДА — основные потребители КамАЗ, а также Минский моторный завод, тем не менее завод дизельной аппаратуры пытался влезть на рынок ЯЗТА со своей продукцией, у топливной были проекты замещения продукции ЯЗДА. Естественно, такая конкуренция мешала динамичному развитию предприятий и активному продвижению их продукции на рынке. Пока ЯЗДА и ЯЗТА боролись между собой, рынок захватывали заводы-конкуренты и подпольные производители так называемой серой, или контрафактной, продукции. За счет консолидации ресурсов ярославские заводы топливной и дизельной аппаратуры получили хороший импульс для развития. Тем более что к тому времени для нас открывались ворота на рынке за счет того, что у всех других основных конкурентов — Ногинского завода топливной аппаратуры, Чугуевского, Вильнюсского заводов — из-за сложного финансового положения сильно упали объемы производства. И мы пришли к выводу, что следует проводить единую политику в области продажи готовой продукции наших предприятий и создать единую структуру, занимающуюся сбытом готовой продукции. При ее создании за основу была взята существующая дилерская сеть Ярославского завода дизельной аппаратуры. Дело в том, что завод топливной аппаратуры работал с дилерами, которые одновременно занимались продажей на рынке запчастей Ярославского моторного завода. Объем этих продаж значительно превышал объем реализации продукции ЯЗТА. Мы пришли к выводу, что эта система нас не устраивает, и перевели продажи обоих предприятий на дилерскую сеть ЯЗДА. Время показало, что это правильный шаг — за минувший год объемы реализации запасных частей завода топливной аппаратуры значительно выросли. В октябре прошлого года в управляющую торгово-промышленную компанию влили еще и все закупки для двух заводов. Это был серьезный шаг, ведь номенклатура поставок для двух заводов очень большая. Тем не менее объединить закупки удалось, практически не увеличивая количество менеджеров. КАК РАСПРАВИЛИСЬ С «ЛЕСНЫМИ БРАТЬЯМИ» — Наладив новую систему сбыта, удалось практически решить и такую серьезную проблему, как борьба с производителями контрафактной продукции, или, как мы их называем, «лесными братьями». Даже в Ярославле прежде активно работало несколько фирм, которые в полукустарных условиях делали продукцию, аналогичную продукции ЯЗДА и ЯЗТА, и продавали ее под нашей маркой. По некоторым видам изделий доля контрафактной продукции на рынке достигала более двадцати процентов. Она не только занимала определенную долю рынка, но, самое главное, наносила урон репутации наших предприятий. Ведь потребитель контрафактных изделий претензии по поводу их плохого качества предъявлял нашим заводам. На момент, когда было принято решение о создании единой системы сбыта, на рынке работало 17 — 18 дилеров, реализующих продукцию Ярославского завода топливной аппаратуры. Выяснилось, что часть из них торговала контрафактной продукцией — и этому есть официальное подтверждение у нашей службы безопасности, другие одновременно продвигали на рынке продукцию предприятий-конкурентов. Поэтому нам пришлось расстаться практически со всеми дилерами ЯЗТА, кроме одного — «Велес-Авто». Мы решили отказаться и от производства ремонта запасных частей. Отремонтированное изделие теряет в качестве, снижается ресурс его использования. А кроме того, многие «лесные братья» делали бизнес на подпольном ремонте наших запчастей. Отказавшись от заводского ремонта запчастей, мы еще более сузили «серым» производителям поле деятельности. РАДИ ЭКОНОМИИ ПРИХОДИТСЯ КРУТИТЬСЯ — Известно, что чем больше объем закупаемой продукции, тем дешевле она обходится. После объединения системы снабжения обоих предприятий за счет роста объема покупок у поставщиков мы только по прошлому году получили экономию около 17 миллионов рублей. С другой стороны — повышение оборачиваемости денежных и материальных ресурсов — это направление внутренней политики большинства современных крупных компаний, поскольку такой метод дает серьезную экономию средств. Собственник ЯЗДА и ЯЗТА — компания «РусПромАвто» — в этом отношении занимает жесткую позицию. Если раньше мы покупали сырье месяца на три вперед, то сегодня перешли на семидневный запас по вспомогательным материалам, а по комплектации — это и заготовки, которые необходимы для изготовления насосов, манжеты и подшипники и т. д. — мы перешли на месячный норматив. Конечно, это большая ответственность, так как даже небольшой сбой может привести к тому, что производство не будет обеспечено. Но профессионализм наших менеджеров оказался высок, и до сих пор срывов не было. МОНОПОЛИСТЫ ДИКТУЮТ ЦЕНЫ — Если говорить о проблемах, то по большому счету сейчас существует одна, но такая, которая может отразиться не только на наших предприятиях, но и больно ударить по всей отечественной автомобильной промышленности. Последнее время металлурги активно и сознательно поднимают цены на свою продукцию. Только с 1 января по 1 апреля этого года удорожание по основным группам металла составило 40 процентов — это очень много. И нас уже предупреждают, что в мае будет подорожание еще на 20 процентов. Проблема еще и в том, что мы жестко связаны с определенными поставщиками металла. Наша продукция, топливные насосы высокого давления, требует высокопрочных устойчивых материалов. Для многих видов нашей продукции у нас один-единственный поставщик — завод «Электросталь». Другой завод физически не может нам сделать такой металл. Кроме того, для многих наших изделий нужны материалы, производство которых требует дополнительные технические условия, и в свое время нашим технологам и конструкторам пришлось очень много поработать с заводами-поставщиками, чтобы согласовать эти дополнительные технические условия. А сейчас металлурги, пользуясь своим монопольным положением, вздувают цены. Они нас поставили в такие условия, что мы уже думаем о закупке металла за рубежом. Это придется делать, если ситуация не переменится. Я знаю, что активную позицию в противостоянии с металлургами заняла компания «РусПромАвто», подключаются КамАЗ и ВАЗ. Было направлено письмо в Российский союз промышленников и предпринимателей с просьбой разобраться в ситуации, подготовлено письмо в правительство. Это ведь не только наша проблема — повышение цен на металл увеличит стоимость наших топливных насосов и всех других комплектующих, которые поставляют на автомобильные заводы. Это в свою очередь вызовет удорожание двигателя и автоматически приведет к повышению цен на автомобили. А наша автомобильная промышленность еще не настолько конкурентоспособна, чтобы ее продукция, подорожавшая процентов на 20 — 30, хорошо продавалась. Следствием станет то, что отечественная автомобильная продукция еще больше будет уступать место на рынке западной продукции.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page