Реставраторы-богатыри подымают стены

В Борисоглебском монастыре реставратор Александр Рыбников провел уникальные работы по выправлению крена восточной стены обители.Борисоглебский монастырь — один из самых древних на Ярославской земле. Начало его строительства восходит к XIV веку, каменное строительство началось в XVI веке.

Александр Рыбников называет Борисоглебский монастырь музеем древнерусского строительного искусства под открытым небом. Еще во времена Дмитрия Донского из Великого Новгорода пришли и поселились на реке Устье два пустынножителя, Федор и Павел, ставшие впоследствии основателями монастыря. В 1363 году пустынножители попросили благословения на строительство церкви и монастыря у Сергия Радонежского, когда он приезжал в Ростов. И Преподобный Сергий Радонежский не только благословил, но и сам выбрал место под строительство обители. В монастыре бывали цари, князья. Василий 11 Темный, Иван Грозный… За благословением к великому подвижнику, Затворнику Иринарху, приходили нижегородские ополченцы Минин и Полжарский. Иноком монастыря был монах Александр Пересвет, первым вступивший в схватку в Куликовской битве. Каждый, кто хотя бы один раз посетил Борисоглебский монастырь, стремится вернуться сюда вновь и вновь. Монастырь обладает огромной притягательной силой для православного человека. МЕТОД РЫБНИКОВА Много лет восстанавливает памятники монастыря известный реставратор Александр Рыбников. Он бывал здесь несколько раз еще в те времена, когда не пришел к профессии. А когда приехал уже реставратором, то остался навсегда. Один местный предприниматель сказал мне, что у них в поселке два человека, известных всей России, — реставратор Рыбников и депутат, писатель-эколог Анатолий Грешневиков. Начал Рыбников реставрационные работы в монастыре с главной святыни — кельи Преподобного Иринарха Затворника. Восстановлению предшествовали длительные изыскательские работы. В раскопках кельи помогали школьники из красноярского детского дома, участники общественного движения по восстановлению памятников истории и культуры. Рыбников сделал проект, в котором дал точные размеры кельи, и началось ее возведение. Сделана она с большой достоверностью, с большой долей сохранности подлинных частей кирпичной кладки. 6 августа 1990 года, в день памяти святых мучеников, князей Бориса и Глеба, архиепископ Ярославский и Ростовский Платон освятил келью. Одновременно с восстановлением кельи Рыбников начал подготовку к реставрации аварийной восточной стены монастыря, которая выходит на дорогу Ростов-Углич. Стена была заметно накренившейся и буквально падала, наклоняясь в год примерно на два-три сантиметра. Ей угрожало полное обрушение. Около трех десятков лет за стеной шло визуальное наблюдение, а с середины 80-х годов прошлого века за ней следили с помощью приборов. Еще в то время, когда Александр Рыбников работал в Ярославской реставрационной мастерской, был разработан первый проект по стабилизации стены. В наиболее плачевном состоянии находилось северное прясло. Крен достигал чуть ли не метра. Идешь по монастырской стене и чувствуешь, как она шатается. Рыбников считает, что построена она не совсем грамотно. Не очень хорошее качество кладки, строили без расчетов, интуитивно. Еще одна причина разрушения — у стены была вековая помойка. Реставраторы ее убрали, воду отвели. Плохого качества были и фундаменты, сваи деревянные подгнили. Близость дороги вызывала вибрацию. Рыбников со специалистами своей мастерской разработал новый проект. Сначала укрепили фундаменты. А в течение двух сезонов выправляли падающую стену. Метод Рыбникова уникален, но прост, как и все гениальное. Проводились работы по закреплению аварийного участка стены со стороны крена временными деревянными подкосами, а с другой стороны- стальными тяжами, прикрепленными к якорям, зарытым в землю. До устранения крена стены ее разделили по вертикали на отдельные блоки. Швы совмещались с естственно-образовавшимися трещинами. Выправление крена осуществлялось стяжными муфтами. Тяжи натягивались вручную на строго фиксированную длину. Каждый блок стены средним весом 1200 тонн поворачивался до тех пор, пока не принимал вертикальное положение. Легко сказать — поворачивался. Высота-то стены тоже не маленькая — 12 метров. Все эти работы требовали высокой квалификации участников сложной операции, их веры в успех предпринятого дела. Для предотвращения нежелательных смещений была разработана система страховки. После завершения работ по устранению крена все вертикальные и горизонтальные швы были заделаны кирпичом, металлический каркас, который усиливал стену для жесткости, снят, демонтированы подкосы, стяжки и якоря. Как говорит Рыбников, система крепления сложнее, чем сам метод. Выправлен крен на двух больших частях восточной стены около 80 метров, ждет своей очереди лишь небольшой участок, примерно 15 метров. До Рыбникова древние стены столь большой протяженности не выправлялись. Были скептики, сомневающиеся в успехе предпринятого. Да и самих рабочих, рассказывает Александр Станиславович, надо было подготовить морально. Особенно сложно было с первым участком. Второй дался уже легче. Работы не афишировали. Однако о методе услышали, заинтересовались им. Рыбников делал доклад на совещании по реставрации в Троице-Сергиевой лавре. Недавно борисоглебский реставратор выступал в НИИ реставрации, знакомил со своими проектами, чертежами коллег. Метод Рыбникова представляет большую научную и практическую ценность для спасения российских памятников, большая часть которых находится в аварийном состоянии. КАК ВЫПРЯМИТЬ КОЛОКОЛЬНЮ По плечу реставратору Рыбникову поднимать не только падающие стены, но и главы, и колокольни. Он работал примерно на ста памятниках, в восстановление более 30 удалось внести заметный вклад. Рыбников руководил работами по выпрямлению стотонной главы с барабаном на церкви Тихвинской Божией Матери в Ярославле. Подготовка заняла около года. Двумя автомобильными домкратами грузоподъемностью по пять тонн реставраторы оторвали стотонный барабан и поставили его за счет шарнира на место. Этот проект был одним из самых сложнейших в практике реставрации на территории нашей области. Причем работа была проведена втайне от областных чиновников без всяких техсоветов и разрешений. Но ругать реставратора особо не стали, результат налицо. Для Рыбникова выполнить эту работу было делом чести. Есть у Александра Станиславовича намерения осуществить и другой проект — выпрямить колокольню церкви Николы Мокрого. Многие ярославские колокольни, увы, начинают напоминать Пизанскую башню, с каждым годом они накреняются все сильнее. Чемпионом в этом станет, наверное, колокольня храма Николы Мокрого. Александр Рыбников сделал все необходимые расчеты, замеры, он знает, как выпрямить колокольню. Нужны специальные стотонные гидравлические домкраты. Проект спасения сделан Рыбниковым еще в 80-х годах прошлого века. Но до сих пор не реализован. Рыбников уверен, что настанет время, когда он возьмется за осуществление проекта. Найдутся средства и силы. ПРОФЕССИЯ ДЛЯ УМА И ДЛЯ СЕРДЦА Рыбников относится к тем реставраторам, которые не гнушаются любой работой. Он не только делает проекты и думает над их воплощением, но и трудится вместе с рабочими. Берет пример с известного реставратора Петра Барановского, трудившегося в 30-х годах прошлого века. Он с лесов не слезал, мог сделать не хуже рабочего. Своих мастеров Рыбников очень ценит, считает, что такие на вес золота. Благодаря Александру Рыбникову и его мастерской поселок украсился уже несколькими зданиями. Новое здание Сбербанка построено по проекту реставратора и преобразило площадь. Мастерская Рыбникова расположилась в отреставрированном доме XVIII века. Если б не усилия специалистов, превратился бы он либо в руины, либо в новодел. Есть у борисоглебского реставратора задумки и предложения по облагораживанию других зданий поселка, к примеру, магазина-стекляшки, типового здания, подобные которому строили раньше в каждом районном центре. В начале 90-х годов Рыбников с друзьями решили приватизировать борисоглебский реставрационный участок. Тогда это спасло его от гибели. У Рыбникова с его участком лицензия практически на все виды реставрационных работ. Но все же Александр Станиславович считает, что если бы в области начали создавать единый научный реставрационный центр, то он бы вступил в него со своей мастерской. Целое поколение реставраторов ушло. Инженеров -реставраторов остались единицы. Александр Рыбников согласен с идеей, что нужно создавать реставрационную отрасль. Необходимы и новые технологии, и новые подходы. Сейчас есть хорошие, современные материалы по укреплению стен, гидроизоляции. Но новые материалы использовать в реставрации нужно осторожно. Нелепо, когда в храме появляются, к примеру, пластиковые окна. А такое случается в последнее время довольно часто. Александр Рыбников относится к тем реставраторам, которые чувствуют старину, у него тонкое понимание красоты. Он-то уж не допускает, чтобы на памятниках, которые он восстанавливает, появлялись чужеродные элементы, уродующие памятник. Рыбников — реставратор по призванию и по душе, он открыт для всех и не жалеет своих чертежей, наработок, щедро делится со своими коллегами. А главное, что им движет любовь к русской культуре, бережное отношение к национальному достоянию, к нашим святыням. Именно эти чувства заставляют его возводить часовню на родине Сергия Радонежского в Варницах, думать об установке памятного креста в тех местах, где погиб легендарный Иван Сусанин, поднимать стены в Борисоглебе и выпрямлять колокольни в Ярославле. Чтобы жил дух, чтобы не рухнула Россия.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page