Жизнь актера из мигов-ролей

27 мая Ярославский ТЮЗ отметит свое двадцатилетие. Но даже в таком молодом театре есть свои старожилы. Среди них заслуженный артист России Юрий Аркадьевич Клипп.

В ТЮЗе он с самого основания, с апреля 1984 года. Юрию Аркадьевичу 67 лет. Большую часть своей жизни он проработал в Львовском театре советской армии. Специфика театра, а может, время, диктовала свои роли. Юрий Аркадьевич хорошо помнит свою первую роль — матроса в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Позже приходилось играть все чины — от рядового до капитана. Однажды он все-таки удостоился звания участника войны, побывав с группой артистов в Афганистане. Он участвовал в концертных номерах, поднимал боевой дух украинскими юморесками. В ТЮЗе его первой ролью стала исповедальная роль от автора в спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые», которым открывался ТЮЗ. Ставил пьесу сын драматурга Сергей Розов, он же первый главный режиссер ТЮЗа. В пьесе были такие слова: «Я счастливый человек». Но в жизни он не считает себя счастливым, хотя определение счастью все же дает: «Счастье — это миг прозрения». Вся жизнь актера состоит из таких мигов-ролей. В ТЮЗе Юрия Клиппа характеризуют как острохарактерного актера, чувствующего зерно роли. Ему даже доверяют в отсутствие режиссера репетировать чужие спектакли. А роли поручают глубокие, серьезные. К примеру, Клиппу удалось сыграть Мастера в булгаковском «Мастере и Маргарите». На сцену выходил пожилой человек в дезабилье, страдалец, боящийся окружающего мира, сумасшедший художник, непризнанный талант, не способный пробить стену окружающего мира. С трактовкой Романа Виктюка, где Мастер подается как жертва сталинского режима, Юрий Клипп не согласен. Это упрощает образ. А вообще, его больше привлекал черный маг, дух зла и повелитель теней, противоречивый Воланд. Он даже репетировал Воланда, но режиссер увидел его в другой роли. А Сталина Юрий Аркадьевич все же сыграл. В философской сказке-притче Исаака Шварца «Дракон». Там ему пришлось предстать сразу в трех образах: Иосифа Виссарионовича, немощного старика и Аугусто Пиночета. Побывал он и бароном в пьесе Горького «На дне», и Родионом Раскольниковым. Юрий Аркадьевич буквально живет театром. Он не только режиссер, актер, но и педагог — преподает в театральном институте мастерство актера. В его облике и впрямь есть что-то от Мастера. Того, булгаковского. Седая голова, вечная складка у губ и мудрый лукавый взгляд.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page