Расплатились за дерипаску

В самых последних числах апреля в Ярославле побывал генеральный директор компании «Руспромавто» Александр Юшке-вич. Официальной целью визита называлось выездное заседание правления автомобильного холдинга «Руспромавто», в который входят Ярославский моторный завод, заводы дизельной и топливной аппаратуры. Главным же итогом этого мероприятия стало решение о подготовке к серийному производству на ОАО «Автодизель» средних дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530, разработки конструкторов предприятия. Чтобы понять цену решения, надо вспомнить его предысторию.

ЗА ЧТО ПОСТРАДАЛ САВЕЛЬЕВ В 2001 году Ярославский моторный завод с благословения российского правительства оказался в структуре холдинга «Сибирский алюминий», впоследствии сменившего название на «Базовый элемент» и ставшего учредителем ООО «Руспромавто», созданного на паях двумя российскими олигархами — Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем, — куда были переданы активы наших дизелестроительных предприятий. И хотя фактически в руках компаний, подконтрольных холдингу, поначалу оказалось лишь около двадцати процентов акций гиганта автомобилестроения, руководство компании, пользуясь поддержкой держателя самого крупного пакета акций «Автодизеля» в лице российского Министерства имущественных отношений, уже в начале 2002 года получило большинство в совете директоров предприятия. Тогда же, в 2002 году, встал вопрос о перспективах развития Ярославского моторного. У руководства «Рус-промавто» появилась идея организовать на базе ЯМЗ совместное с итальянской фирмой «Ивеко» предприятие по производству среднего двигателя, разработки этой фирмы. Генеральный директор ЯМЗ Владимир Савельев был категорически против и считал, что нужно осваивать средний двигатель ЯМЗ-530, разработанный в конструкторском бюро нашего предприятия. Эту позицию откровенно озвучил сам Владимир Егорович. Во-первых, создание СП, собственниками которого должны были на паях стать «Руспромавто» и «Ивеко», грозило привести к тотальному сокращению в несколько раз численности рабочих ЯМЗ, на котором тогда работало 23,5 тысячи человек. Кроме того, ориентация на итальянский двигатель грозила привести в упадок все отечественное дизелестроение, ставила крест на работе нашего конструкторского бюро, поскольку собственниками технической документации, по условиям договора, оставались итальянцы. Тогда Савельев говорил о том, что разработка ярославских конструкторов — двигатель 530-го семейства — является наиболее приемлемым продуктом для российского рынка. С обоснованием своей позиции Владимир Савельев в ноябре 2002 года выступил и на совещании у председателя российского правительства Михаила Касьянова, не побоявшись пойти против воли руководства «Руспромавто». «Пока я не сдан государством, они (руководство «Руспромавто») со мной сделать ничего не могут», — говорил Владимир Егорович. Но государство Савельева сдало. Уже спустя месяц Савельева отстранили от должности. Однако и после увольнения строптивого генерального директора решение о выпуске ивековских двигателей на Ярославском моторном не было принято. Проект оказался не так уж и хорош. А в конце апреля этого года на планах открыть в Ярославле производство итальянских двигателей фирмы «Ивеко» и вовсе был поставлен крест. Теперь «Руспромавто» поставило перед ЯМЗ задачу завершить до конца года научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по двигателю ЯМЗ-530 и выпустить первую опытно-промышленную партию 150 штук. Одновременно станет разрабатываться проект организации их серийного производства. И НЕМНОЖКО НЕРВНО Ну что ж, можно порадоваться, что все же принято разумное решение. Теперь надо его воплощать. Ну а для этого потребуются деньги. В свое время Владимир Савельев называл цифру необходимых инвестиций — 160 миллионов долларов для организации выпуска 50 тысяч таких двигателей в год. Вполне логично предположить, что инвестором станет «Руспромавто», ведь в договоре, заключенном еще в 2001 году между администрацией области и компанией Дерипаски, содержалось обязательство, что новый собственник направит на наши предприятия инвестиции в размере примерно 200 миллионов долларов. Прошло три года, а инвестиции так и остались на бумаге. И хотя областные власти несколько раз официально заявляли о том, что «Сибал», а потом «Руспромавто», свои договоренности выполняет, ни «Автодизель», ни ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, также оказавшиеся в холдинге, никаких финансовых вливаний не получили. Можно, конечно, говорить о том, что новые собственники выстроили эффективную систему организации производства и т.д., но все это к тому, что называется инвестициями, не имеет отношения. Губернатор, возможно, в качестве заслуг холдинга учел кредиты на покрытие кассового разрыва областного бюджета на оснащение аэропорта «Туношна», которые пару лет назад выделил МДМ банк, входящий в структуру финансово-промышленной группы Дерипаски. Можно приплюсовать и закупку по лизингу ЛиАЗов, ПАЗов и «Газелей», которыми руководство «Руспромавто» рассчиталось с городом и областью в счет накопившихся бюджетных долгов наших дизелестроительных предприятий. Однако это все опять за счет наших же денег. Сюда можно было бы еще приплюсовать и кредиты, которые в декабре минувшего года Северный банк Сбербанка России выдал «Автодизелю» и ЯЗДА. Общая сумма кредитов 56 миллионов долларов. Как было заявлено руководством холдинга, брались они для повышения оборотных активов предприятий. Заслугой «Рус- промавто» как бы является то, что руководство холдинга договорилось о выделении кредитов нашим предприятиям сроком на два года под невиданно низкий процент — 8 годовых, в то время как средняя кредитная ставка в Сбербанке 12 процентов. Когда спустя некоторое время на пресс-конференции я задала вопрос генеральному директору ЯЗДА Алексею Коромыслову, куда направлены полученные кредиты, Алексей Николаевич несколько нервно от ответа ушел. Как оказалось, деньги побыли на наших предприятиях всего-то пару дней. А потом 22 миллиона долларов с завода дизельной аппаратуры и 34 миллиона долларов с Ярославского моторного завода ушли. Так что на запуск принципиально нового двигателя стандарта Евро-2 средств по-прежнему нет. А между тем кредиты на заводе висят и со Сбербанком нужно будет рассчитываться — через полтора года деньги вернуть и уже в конце года заплатить несколько миллионов долларов за обслуживание кредита. ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН Так куда же ушли деньги? Недавний заместитель мэра Ярославля по экономике Вячеслав Сидоров в конце января этого года на заседании муниципалитета посетовал: — На ярославские предприятия — НПЗ, ЯШЗ, Яртелеком, ЯМЗ — вешаются основные затраты, а всю прибыль владеющие заводами холдинги уводят в Москву. Банковский кредит в 1 млрд. рублей взяли ЯМЗ и ЯЗДА, но эти деньги тут же ушли в холдинг «Руспромавто». Мы обратились в контролирующие органы с просьбой проверить законность таких действий. В управлении по обеспечению экономической безопасности бюджета при администрации Ярославской области, в чьи непосредственные обязанности входит как раз контроль за такого рода сделками, не стали отрицать, что денежные средства, полученные в качестве кредитов, действительно с предприятий ушли. Однако пояснять что-либо о их дальнейшей судьбе не стали. Руководитель управления Юрий Данилов от комментариев отказался. В руководстве ЯЗДА судьбу кредита объясняют так: — В ожидании момента, когда эти средства можно будет вложить в какой-нибудь серьезный бизнес-проект, деньги вложены в дело. Деньги-то просто так лежать не могут, они должны работать. А потому на них были куплены ценные бумаги, которые приносят доход. Что за ценные бумаги, не разглашается — это коммерческая тайна. А потому мы рискнем сделать предположение, достаточно достоверное и обоснованное. Деньги, полученные нашими предприятиями в качестве кредитов, понадобились для того, чтобы один олигарх и совладелец «Руспромавто», Олег Дерипаска, выкупил пакет акций холдинга у другого его совладельца, Романа Абрамовича. АБРАМОВИЧ РАСПРОДАЕТ СОБСТВЕННОСТЬ В начале 2000 года Олег Дерипаска и Роман Абрамович создали «Русский алюминий». Компания стала скупать акции автозаводов, которые затем были переданы в дочерний холдинг — ООО «Рус- промавто». Сейчас в нем пять подразделений — «Нижегородские автомобили» (ГАЗ, «Волжские моторы», Заволжский завод гусеничных тягачей, Саранский завод автосамосвалов, Арзамасский машиностроительный завод), «Автобусы» (Павловский, Ликинский, Голицынский автобусные заводы и Канашский автоагрегатный завод), «Двигатели» (ЯМЗ, ЯЗТА, ЯЗДА), «Большегрузные автомобили» (автозавод «Урал») и «Строительно-дорожные машины» (ЧСДМ, «Брянский арсенал», «Тверской экскаватор»). При создании холдинга структуры Дерипаски и Абрамовича («Базовый элемент» и Millhouse Capital соответственно) получили по 37,5 процента акций «Руспромавто», 25 процентов было передано менеджерам компании. Летом минувшего года Абрамович свою долю в «Руспромавто» решил продать. Это совпало с волной обналичивания Абрамовичем своей собственности в российском бизнесе. По слухам, указание выкупить долю у Абрамовича в «Рус-промавто» — чтобы активы отечественных предприятий не перешли к иностранным структурам — к Дерипаске поступило на самом высшем уровне. Но Дерипаска тогда же вроде бы сообщил наверх, что свободных средств на выкуп доли у Абрамовича у него нет. И все же 11 ноября минувшего года по информагентствам прошло сообщение о том, что Дерипаска выкупил у Абрамовича его пакет акций в «Руспромавто». В этот же день было сообщено о том, что новым генеральным директором компании «Руспромавто» назначен Александр Юшкевич, до этого являвшийся управляющим директором «Базового элемента». Комментируя совершенную сделку, сумма которой не разглашалась, специалисты фондового рынка оценили ее примерно в 3 миллиарда долларов и отметили, что, как правило, такие крупные сделки совершаются в рассрочку. Возможно, очередным траншем платежа и стали деньги, проведенные через кредит Сбербанка ярославским предприятиям и через день со счетов предприятий ушедшие. Вот они, те ценные бумаги, которые были куплены. В рамках большой политики, может, это и хорошо. Но вот насколько это хорошо для интересов нашей области и конкретно наших предприятий, это еще вопрос. Между прочим, исполнительный менеджмент наших предприятий знает, что за то время, что они находятся в структуре холдинга, идет ежемесячная и планомерная откачка средств от наших предприятий в Москву. ВЫДЮЖИТ ЛИ Среди ярославских дизелестроительных предприятий осталось лишь только одно, которое еще пока сохранило некоторую самостоятельность, — Тутаевский моторный завод. Структуры, близкие к «Руспромавто», владеют пока только 18 процентами его акций, чуть больше 14 процентов находится у дочерней структуры Ярославского моторного завода — ОАО «Автодизель-сервис», контрольный пакет акций — у государства. Тем не менее даже в недрах администрации области не скрывалось, что процедура банкротства, в которую было ввергнуто ТМЗ начиная с конца 2002 года, организовывалась в интересах вхождения предприятия в холдинг. Правда, в последние месяцы через арбитражные суды удалось снять большую часть долгов, висевших на ТМЗ и появилась реальная возможность прекращения процедуры банкротства ТМЗ. Однако на это нужна добрая воля как в структурах правительства, так и в нашей администрации. Генеральный директор «Рус-промавто» приезжал на ТМЗ в конце апреля. А на днях судьба предприятия должна обсуждаться с администрацией области. Если Тутаевский моторный все же будет отдан холдингу, то, вероятно, там тоже будут применены новые методы управления, которые уже опробованы на других ярославских дизелестроительных предприятиях. Только вот выдержит ли их Тутаевский моторный?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page