Дорога к храму

Деревня Токовая расположена в двух километрах от Яковцева и в трех от села Савинского Ростовского района. Территориально принадлежит Яковцевской администрации. В тридцатых годах прошлого столетия в Токовой проживала семья плотника Константина Заборова. Когда в 1936 году в Яковцеве закрыли церковь Воскресения Христова и началась ее реконструкция под сельский клуб, Константин Дмитриевич, наводивший под сводами храма потолки и наблюдавший варварское обращение с иконами и прочим церковным имуществом, тайком унес образ Казанской Божией Матери в свой дом.

По устным свидетельствам очевидцев тогдашних событий, большую часть икон из храма вывезли и закопали на сельском кладбище. Другую часть селяне употребили для хозяйственных нужд. Делали из них стойла для домашнего скота. В 1941-м, когда началась массовая мобилизация, теща Заборова, Александра Андреевна Морозова, сказала ему: «Спас икону-то, и тебя Казанская Божия Матерь спасет на войне». Так и получилось. Из сорока односельчан с фронта вернулся только один Константин. Без руки, но живой. Церковь в Яковцеве была построена в 1819 году. До недавнего времени считалось, да и сейчас сторонники этой версии настаивают, что построена она на деньги выходцев из деревни Новоселки, что тоже примерно в двух километрах от Яковцева, знаменитых на весь свет купцов Елисеевых. Но судя по некоторым новым данным, строили ее всем миром, будущим приходом. А Елисеевы дали 2 тысячи рублей, с которых местный священник потом получал жалованье. Как бы там ни было, но благое дело было сделано, и храм село украсил. И пока он не только стоял, но и действовал, люди, соблюдая Божьи заповеди, жили безбедно. Беды начались с осквернения святынь. Одни несчастья сменялись другими. То неурожай, то война и гибель мужиков, то реформы одна за другой: насаждаемая кукуруза и ликвидация лошадей, укрупнение сел за счет малых деревень, мелиорация ради мелиорации. И, наконец, полное безразличие государства к крестьянской жизни. Все эти передряги приводили к разорению деревни, исходу из нее молодых, трудолюбивых и талантливых да к деградации остального сельского населения, лишенного веры и погрязшего в пьянстве. Наверное, поэтому дочь Константина Заборова Елена Константиновна и говорит сегодня: «Отвернуть бы молодых от пьянства хоть к какому источнику веры. Вот хоть к церкви». Память о прошлом, о добрых, умелых, трудолюбивых земляках бережно хранится на борисоглебской земле. Все чаще, все внимательнее, с неподдельным интересом местные жители обращают свои взоры в те, может быть, даже кажущиеся более благополучными времена. И жаждут возрождения полузабытой жизни. С чего начать — ясно, с возрождения храма. К этому решению подтолкнули не только опасения за деревню, ее будущее, но и круглая юбилейная дата — 100-летие со дня открытия в Москве Елисеевского магазина на Тверской. И другой, еще более весомый юбилей — 200-летие Торгового товарищества «Братья Елисеевы в Санкт-Петербурге». Активнее всех за дело взялась глава Яковцевской администрации Нина Ивановна Волкова. Это ей в заслугу ставят односельчане начало всяческих дел по возвращению селу былой крепости и славы, по возрождению храма Воскресения Христова. Она сумела окружить себя многочисленными сторонниками этой идеи и заинтересованными помощниками в добрых деяниях. Нашла поддержку и в окружной администрации. Дело возрождения храма, судя по его внешнему виду, пока не тронулось с мертвой точки. Правда, это не совсем так. Готовясь к молебну в 2002 году, местные жители провели субботник и навели порядок на территории вокруг церкви, на следующий год убрали мусор из ее помещений. Сейчас самое время навести кровлю, для чего потребуется красный кирпич, тес и, по крайней мере, рубероид. Ни копейки денег на это в сельской администрации нет. СПК «Яковцево» тоже едва сводит концы с концами. Из окружного бюджета взять, так ведь и там на все про все не хватает. Как быть? — Мы уже собрали первый взнос, — рассказывает уроженка соседней деревни Булаково Нина Васильевна Сучкова. Она имеет в виду 2,5 тысячи рублей. — Обратились, — продолжает она, — в Ярославскую епархию, к архиепископу Кириллу, к губернатору Лисицыну, к депутату Госдумы России земляку Грешневикову. На призыв о помощи, разосланный по разным инстанциям, откликнулся пока только Анатолий Грешневиков. Он направил свой запрос в адрес первого заместителя директора департамента культуры и туризма Татьяны Васильевой с просьбой оказать содействие населению Яковцевской административной территории в возрождении церкви Воскресения Христова. В ответе Татьяны Львовны сказано, что храм не используется и не охраняется, а значит, и бюджетные средства не могут быть выделены на его реставрацию. Местные жители повозмущались, мол, разрушению поспособствовали, а восстановлению не хотят, но от церкви не отвернулись. Решили пойти указанным путем: попросили отца Бориса найти им священника, чтобы тот возобновил службу в разрушенном храме. И теперь ждут, надеются, что свой батюшка у них появится. Слух прошел, что уже якобы приезжал. Вместе с отцом Борисом, который не ограничился двумя молебнами, стал то и дело наведываться в Яковцевскую школу, где проводит беседы с учащимися и их родителями на религиозные темы. А храм с весны до осени находится под охраной аистов, поселившихся лет десять назад на обезглавленной колокольне. Они и в этом году уже прилетели в начале апреля. — Помогает присутствие аистов росту населения? — спросил я у директора столетней, построенной Елисеевыми Яковцевской школы Марины Глебовны Штейн. — Да, — улыбнулась она в ответ, — рождаемость увеличивается. — А что же будет с этими птицами, когда начнутся работы по восстановлению храма? — задаю я какое-то время спустя свой вопрос местному общественному активисту, пенсионеру Алексею Михайловичу Горбунову. — Для них мой приятель Лев Александрович Сивяков уже приготовил новое место. Установил в своей деревне Тарандаево высокий столб и водрузил на него борону. Аистам должно понравиться. — Далеко ли отсюда? Найдут ли? — Найдут, — заверил меня Алексей Михайлович. — Это же рядом. Если по прямой, не более четырех километров. Мы осматривали изнутри и снаружи пустынный, прошитый насквозь солнечными лучами храм, а в это время над нашими головами, не обращая на нас никакого внимания, благоустраивали свое гнездо две прекрасные огромные птицы, два аиста. Жизнь обязательно наладится в этом селе, так как в нем живут добрые люди, помнящие своих предков, их благие дела и заветы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям