Любезна маменька

Не все знают, что великий поэт Николай Некрасов начал писать стихи в раннем возрасте, в 7 лет. К сожалению, исследователям творчества поэта известно только одно его детское стихотворение.

В автобиографии, которую Некрасов продиктовал родным незадолго до смерти, поэт сообщал: «Я помню себя с трех лет. Писать стихи начал с семи; помню, я что-то посвятил матери в день ее именин: Любезна маменька! Примите Сей слабый труд И рассмотрите, Годится ли куда-нибудь. На первый взгляд может показаться, что стихотворение это является самостоятельным и что «сей слабый труд», собственно, и есть подарок «любезной маменьке». Однако при знакомстве с подобного рода детской литературой, весьма популярной в дворянских семьях в XIX веке, убеждаешься в том, что стихо-творение могло быть отрывком из более крупного произведения или играть роль своеобразной заставки к целому ряду первых поэтических опытов Николая Некрасова. Среди поэтов, особенно выделившихся при создании поздравительных стихов, был Борис Михайлович Федоров. Еще в 1829 году он издал сборник для детей, куда помимо приветствий вошли молитвы, басни, аллегории, стихотворения для игр и семейных торжеств. Поздравительные стихи Федорова и других авторов были необычайно разнообразны. Некоторые из них предназначались не только родителям, но и ближайшим родственникам: дедушке, бабушке, тетеньке. Часть стихов непременно посвящалась крестным отцам и матерям. Вот, например, поздравление крестной маменьке на день ее именин: Сказать стихи я вам хотел, И к вам в день ангела пришел — Принесть простое поздравленье: Примите в них благодаренье! Поводов для дарения стихов, пусть даже чужих, было также немало. Обычно стихи преподносились на именины и на дни рождения, но можно встретить и другие варианты: на Новый год, на Рождество, на Пасху, по случаю возвращения отца из похода, а маменьки из поездки. Иногда в поздравлении родителей участвовало несколько детей, каждый из которых преподносил подарок, изготовленный собственными руками: Варенька — кошелек, Николенька — рисунок, а Сашенька — пропись. Подношение подарков сопровождалось чтением наизусть соответствующих стихов. Красиво переписанные из книг на листочки поздравления или «прописи» считались достойным и ценным подарком. По воспоминаниям Афанасия Фета, каллиграфические упражнения дворянских недорослей являлись предметом гордости их родителей, между почтенными семействами возникали даже соревнования: чей ребенок ровнее и лучше напишет поздравление. Дети могли также дарить родителям и цветы, присовокупляя к ним чтение наизусть стихотворений: Милой маменьке цветочки, Поднося, принять прошу, Голубые василечки Я от сердца приношу. В романе Некрасова «Мертвое озеро» имеется эпизод, когда дети под руководством гувернанток разучивают стихи на день рождения отца и дарят ему букеты полевых цветов. В некоторых поздравительных стихотворениях, например, из сборника, составленного Л.Жебелевым, обобщающие и ударные в смысловом отношении строки (а именно с ними мы имеем дело в посвящении Некрасова) могли находиться не только в начале, но и в конце стихо-творений. Стихотворения могли также сопровождаться ремарками автора, например по поводу поведения детей во время поздравления родителей: «Катенька входит в комнату к маменьке с листочком бумаги в руках, приседает и целует у ней ручку». В примечаниях также указывалось, какое стихотворение пригодно для поздравления как маменьке, так и папеньке; как мальчиком, так и девочкой. Иногда читателям предлагалось несколько вариантов одного и того же стихо-творения. Детское сочинение Некрасова также вариативно. В фельетоне поэта «Записки Пружинина», созданном в 1845 году, имеется эпизод, в котором четырнадцатилетний дворянский юноша дарит матери свои сочинения в день ее именин. Эпизод этот представлен в пересказе его отца, мелкого чиновника, приехавшего в столицу из провинции: «Были именины Матрены Ивановны; гляжу: Кондрашенька мой подходит к ней, поцеловал ручку и поднес тетрадку. Сердце у меня екнуло от радости! Не выдержал — подбежал и читал через плечо. На первой странице стихи: Любезна маменька! Примите Сей слабый и ничтожный труд И благосклонно рассмотрите, Годится ль он куда-нибудь!.. Перевертываю страницу: «Воздухоплаватели и пешеходы, или По усам текло, а в рот не попало, водевиль в трех отделениях и пяти картинах, сочинение Кондратья Пружинина…» Можете представить восторг родительский… Сочинение Кондратья Пружинина! «Да ведь это наш сын, Матрена Ивановна, наш родной сын!» — кричу я… Слезы навернулись у меня, у старика, а Матрена Ивановна впала даже в истерику: «Видно, что благородных родителей сын, — говорит, — не выбрал какого-нибудь неприличного занятия; приди на грудь мою, -говорит, — сын возлюбленный!..» Ей богу! От восхищения даже таким слогом заговорила, что вот хоть сейчас в трагедию. Признался нам, плут, что он уже давно пописывает, да только все боялся, что мы ему запретим; уж на театр и к журналистам ко всем разные драмы и комедии посылал, да только все назад и назад… зависть!..». В связи с тетрадкой «сочинений» Кондратия Пружинина вспоминается вполне реальная тетрадь, принадлежавшая поэту, которая «составилась» у него к 15 годам и «сильно подмывала» его ехать в Петербург. Предполагалось, что в ней находились стихи Некрасова, позднее вошедшие в сборник «Мечты и звуки». Однако, по наблюдениям исследователей, сборник этот сформировался у поэта главным образом в Петербурге. Свои детские стихотворения Некрасов опубликовать все-таки не решился и впоследствии уничтожил, о чем сообщил в 1864 году в примечании к изданию сборника своих стихов. В случае если тетрадь с детскими стихотворениями действительно имелась у Николая Некрасова, то вариант с посвящением матери из четырех строк в качестве вступления мог быть вполне возможен. Будем надеяться, что следы утраченных произведений поэта обнаружатся в архивах, и может даже, как знать, кому-нибудь из исследователей посчастливится найти самые первые поэтические опыты Некрасова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям