Татьяна — русская душою

Именно эти пушкинские строки приходят на ум, когда видишь Татьяну Полежаеву. Хотя должность у нее вроде бы и не очень поэтично звучит: заместитель директора музея-усадьбы Некрасова «Карабиха» по работе с посетителями и связям с общественностью. Татьяна настолько увлечена своей работой, так проникновенно говорит о Карабихе, о некрасовском окружении и, главное, о тех, кто сейчас приезжает в Карабиху, что о семейной жизни вроде бы ее и спрашивать неудобно.

Но семья, как и для большинства женщин, для Татьяны, конечно, главное: и муж, и двое детей, младшему из которых два с половиной годика. А НОЧЬЮ ПРИСНИЛСЯ ДЕД МАЗАЙ НА БУКЛЕТЕ — Таня, как же вы успеваете писать грандиозные сценарии, получать гранты, работать постоянно над новыми проектами и справляться с семейными обязанностями? — спрашиваю я. — Приходится, — смущенно вздохнула Татьяна. — А как же муж? — не унимаюсь я. Татьяна опять вздыхает. Мужу, конечно, не очень нравится, что жена по выходным и праздникам пропадает в музее. Но по большому счету он поддерживает ее, за что Татьяна ему очень благодарна. Более того, именно благодаря мужу Таня и может полностью отдаться любимому делу. Музейная зарплата, сами знаете, 3 тысячи рублей в месяц. При этом постоянный научный и творческий поиск. Да еще всегда на людях. Для людей же устраивают праздники, значит, и выглядеть надо празднично. Так что мужу Таня благодарна бесконечно. Муж — юрист. Опять же благодаря мужу у Тани есть дома компьютер, и все сценарии она пишет на нем. Правильнее, наверное, было бы сказать, что Таня работает над своими проектами и днем и ночью: когда посуду моет, когда с ребенком гуляет — все время в голове Некрасов и его окружение. А вот буклет детского «Музея деда Мазая», после которого, можно сказать, у Карабихи открылось второе дыхание, Тане вообще приснился. Проект называется «Русским детям». На его реализацию выиграли два гранта. Первый — президентский, 50 тысяч рублей. Второй — грант Сороса — сумма в два раза больше. Таня до сих пор удивляется, как это удалось. Ведь стали участвовать в грантах от безвыходности. Очень захотелось Тане, чтобы в Карабиху стали приезжать дети. Ведь Некрасов не только стихи писал для детей, но и много хорошего делал. Например, школу открыл. Но это все как-то забыто. А у Тани старшему сыну Косте тогда 10 лет было. Его мыслями и идеями Татьяна, можно сказать, и подпитывалась. Первыми гостями нового музея, ориентированного на детей, стали ученики окрестных школ. И совершенно бесплатно. А узнала Таня о том, что выигран первый грант, от мужа: он был в командировке в Угличе, купил газету и случайно прочитал фамилию жены. Сразу позвонил ей. Таня говорит, что у нее ноги подкосились от счастья и страха. Ведь посылала без особой надежды, не зная, как толком и оформлять. А потом был выигран грант Сороса на рекламно-презентационный проект этого же детского музея. Работали над буклетами московские художники. Они сделали два эскиза. Но… все не то. И вдруг Тане ночью приснилось то, что надо. СОРОСА ВСТРЕЧАЛА С ТОКСИКОЗОМ Родом Таня из Ростова Великого. В детстве училась в музыкальной школе, в художественной школе и играла в школьном театре. Таня вспоминает, что у нее в детстве никогда не было ни минутки свободного времени. Спектакли ставили очень серьезные — по Гоголю, Шекспиру, Чехову. Но особенные успехи у нее были в рисовании. Ее даже намеревались направить учиться в Федоскинское художественное училище под Москву после 8-го класса как лучшую выпускницу художественной школы. Но мама воспротивилась, не отпустила. А именно сейчас в музее Татьяне и пригодились ее художественные, театральные, литературные и музыкальные способности. Она сама пишет сценарии, вместе с актерами Волковского театра играет в спектаклях, сама рисует эскизы многих буклетов. Кстати, кто видел Татьяну в таких карабихских программах, как «Рождественская елка» или совсем новая — «Усадебный прием», очень высокого мнения о ее актерских возможностях. Но все же главным для Татьяны остаются ее музейно-научные разработки. Вообще, о самоотверженности музейных работников ходят легенды. Татьяна число этих легенд приумножила. Например, когда в Карабиху приезжал сам Сорос, Татьяна была почти на пятом месяце беременности младшим сыном, и со страшным токсикозом лежала в больнице. На несколько дней она у врачей выпросилась. Как говорит Таня, мы с Аркашей встретили Сороса на самом высоком уровне. Кстати, позднее на одном из совещаний Сорос сказал, что первый раз видит, чтобы на такие маленькие деньги так много удалось сделать, и что если бы все его деньги, вложенные в Россию, работали столь эффективно, он был бы счастлив. Еще Татьяна вспоминала, как перед сдачей «Музея деда Мазая» в Карабихе перегорел свет, потому что старая проводка не выдержала напряжения: работали экспозиционеры и художники, и масса приборов была включена. Был декабрь, и вдруг в восемь часов вечера Карабиха погрузилась во тьму. А утром — открытие. И мужья, друзья и родственники музейных сотрудниц сами полезли на столбы что-то там соединять. В МУЗЕЙ ПОПАЛА СЛУЧАЙНО Конечно, случайного ничего не бывает, и, видимо, музей ждал именно Татьяну Полежаеву. Татьяна закончила исторический факультет Ярославского государственного университета с красным дипломом. И муж ее учился там же, на юридическом. Поженились они после первого курса. После четвертого курса Таня родила первого сына Костю. Год сидела с ним, потом пошла на пятый курс. После окончания университета работала в издательстве «Дебют» редактором. Работа ей нравилась, и было очень удобно, что можно брать работу домой — все-таки при сыне. Редакторская работа стала у Тани получаться хорошо, и начались заманчивые для карьерного роста предложения. Но нужно было ездить в командировки. Татьяну это не очень устраивало, но особенно не устраивало ее мужа. И тут ей предложили поработать в музее в Карабихе. А так как они с мужем жили в Дубках и до сих пор там живут, ей это вполне подходило. И муж обрадовался. Вот и хорошо, сказал, там тихо, спокойно, всегда будешь вовремя домой приходить. Начала Татьяна работать в фондах младшим научным сотрудником. Престижно, спокойно. Но неуемный темперамент взял свое. Начала одно предлагать, другое. И вскоре возглавила массовый отдел. А потом и вовсе стала заместителем директора. — Муж, наверное, себя винит, что так просчитался? — спрашиваю я Татьяну. — Наверное, — говорит она неуверенно. — Но по большому счету он меня понимает, мы с ним оба Овны по знаку зодиака, оба ищущие, энергичные, все время новые идеи хотим реализовывать. Так что в принципе все нормально. И с детьми в выходные он остается. Особенно в такие сумасшедшие моменты, как сейчас, например, когда мы готовимся к Дню поэзии в Карабихе. И тут Татьяна снова начала говорить о музее, о том, как им пришлось тяжко, когда они отстаивали праздник, свою концепцию. Ведь в советские времена праздник поэзии в Карабихе был рассчитан на приезд высоких гостей. Потом гости ездить перестали. А ярославцы ждут праздника. И музейщики сегодня праздник сделали поистине народным — нет там знаменитостей, зато есть множество творческих людей, интересные яркие зрелища и всегда что-нибудь новое к празднику. И ждут ярославцев музейные сотрудники, преданно и горячо любящие Некрасова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page