Село дядьково славилось дядьками

Собирая, изучая открытки Ярославля, я удостоверился, что они являются историческими документами, где запечатлены не только виды старого города, но и его настоящая биография. Всмотритесь в старинную открытку. В чем ее загадочная прелесть? Наверное, в праведности. Вот одна из них: «Церковь Святого Пророка Ильи на Ветке. Ярославль. Издание магазина В.М.Яблокова». Такие открытки тиражировались в начале ХХ века. Напрашивается вопрос: что это за церковь? Что собой представляли Ветка и ее жители? Что ж, попытаемся заглянуть в то самое время, когда была сделана старая фотография.

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА БЫЛА НЕ ОДНА На возвышенном берегу реки Дунайки стояла в купах деревьев красивая деревянная церковь с колокольней на каменном фундаменте. Неизвестный архитектор для создания храма использовал мотивы деревянного шатрового зодчества Русского севера. Это была однопрестольная церковь, приход которой образовался из жителей юго-восточной окраины Ярославля под названием Ветка. Окраину соединял с городом железнодорожный путь — ответвление от главной магистрали Московско-Ярославской железной дороги. Отсюда и название — Ветка. В начале ХХ века на территории Ветки располагалось село Дядьково, грузовая пароходная пристань. «Пристань» — станция железной дороги, «Ямы» — тоже станция. Здесь же были расположены нефтяные склады «Братья Нобель», лесопильные, дровяные склады. На товарной пристани железнодорожные пути подходили к самому берегу Волги. Были построены и грузовые лабазы. Сначала в Дядькове не было церкви, а только часовня. Поэтому местность называлась сельцом. Находилось оно верстах в четырех от Стрелки вниз по Волге, у места впадения в нее речки Дунайки. Место тогда было привольное. Церковь выстроили на средства прихожан в 1901 году и в том же году 5 августа освятили. Землю до Ильинской церкви подарили крестьяне Ямской Слободы. Рядом с храмом построили школу, дома для священника, учительницы и сторожа. Часть земли отвели под погост со сторожкой, часовней, оградой. Церковно-приходская школа содержалась на средства попечительства. Поблизости устроили Народный дом, где раздавали бесплатные обеды беднякам и за умеренную плату малоимущим. По воскресным и праздничным дням здесь проводились религиозно-нравственные чтения для народа. При Народном доме была бесплатная библиотека. Содержался он на средства попечительства о народной трезвости. ВОЛЬНЫЙ НАРОД На Ветке в разгар навигации стекалось до 3 тысяч босяков и сплавщиков леса, которые в это время могли найти себе более или менее постоянный заработок на разгрузке и погрузке волжских судов: соль, нефть, керосин, хлебные грузы, лес и дрова на баржах, бревна в плотах. К пристани Ветки швартовались разные суда — барки, баржи и пароходы. Жили босяки где придется. Летом их спасали сараи, навесы, зимой без работы было совсем худо. Поэтому их, наверное, и прозвали в народе зимогорами. Читаем в путеводителе «Ярославль — в его прошлом и настоящем», вышедшем в 1913 году, о зимогорах: «Летом они ютятся где придется, а зимой живут в шалашах на Ильинке близ Ветки. Это сколоченные из досок на живую руку конуры, частью закрытые рогожами, частью просто засыпанные сверху снегом. Шалаши не отопляются: вход закрывается досками, на некоторых висят даже замочки. Общество «трудовой помощи» сделало попытку организовать из зимогоров артель, устроило было для них ночлежку, но дело не пошло. Зимогорцы — народ вольный, никакого режима не выносят, в артели они должны подчиняться известным условиям, а это им не по вкусу». На берегу, где в Волгу впадает Дунайка, стоял двухэтажный дом, который называли Северным. В нем располагалась контора Северного пароходства. Рядом с домом парк. Здесь первые сельчане смотрели кинематограф. Самой многолюдной частью села была Торговая площадь, где в базарные дни продавали разные продукты, сено, клевер, овес. Часть местных жителей занималась извозом, держали ломовых лошадей. Зимогоры, ломовые извозчики — все это мужики, «дядьки». Так, видимо, и объясняется название села — Дядьково. УМЕРЛИ ЗИМОГОРЫ Что же осталось от Ветки нынче? В начале тридцатых годов закрыли Ильинскую церковь, в 1942 году снесли погост — потребовалось место для аэродрома. Все сровняли. Дядьково фактически превратилось в заводской поселок в пределах Фрунзенского района. Последние зимогоры еще в тридцатых годах работали в порту грузчиками. Их звали крючниками, поскольку они таскали почти непосильный груз на спине, на седелке, а сверху придерживали его крюком на веревке. Исчезли и молдоване из Бессарабии, объявлявшиеся перед войной рядом с аэродромом. В просторечии — цыгане. Не сумели они приспособиться ни к нам, ни к здешней жизни, ни к климату. Да и на родину потянуло. Послевоенный период характерен бурным развитием промышленного строительства на Ветке. Вместе с ним росли и жилые микрорайоны. Все это хорошо, только грустно смотреть на засорение Волги. Теперь по набережной в Дядькове не погуляешь, а раньше мальчишками нас было не прогнать с Волги. Трудно узнать Дунайку — ее берега перерыты. И аэродрома, где осваивали первые реактивные самолеты, больше нет. Когда рушат старое, разрушение набирает стихийную силу. В 1945 году сгорела церковь Святого пророка Ильи. Старожилы говорят, что пожар случился средь бела дня от сушилки, где моряки обувь сушили. Приезжали к нам тогда моряки для приемки судов на судостроительном заводе. А ведь Ильинская церковь была последним памятником церковного деревянного зодчества в Ярославле. Память о ней остается только в названии уцелевшей от переименований Ильинской улицы. Эх, коротка у нас память. Сами себе укорачиваем историю. Вот только память о волжских тружениках — зимогорах да крючниках — успел закрепить писатель Владимир Гиляровский в замечательной повести «Мои скитания». Гиляровский не только тянул лямку бурлака от Костромы до Рыбинска, но однажды осенью зимогорил в Ярославле. Николай Дмитриев оставил потомкам серию почтовых открыток «Типы волжских босяков». Илья Репин запечатлел рисунком волжского босяка с гордо поднятой головой. Умерли зимогоры. А были они, пожалуй, первыми среди нас истинными демократами.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page