Маневры вокруг лекарств

Не проходит и дня, чтобы информационные агентства не передали несколько новостей о злоупотреблениях в сфере льготного лекарственного обеспечения. Выступая в Ярославле на инвестиционном форуме, состоявшемся в конце июня, глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил, что в существующей системе финансирования льгот действует криминальный бизнес с оборотом в миллиарды рублей.

«Вокруг льгот создан огромный криминальный бизнес. В этом бизнесе вращаются миллиарды рублей, которые не идут в виде прямых дотаций тем людям, которым они предназначены», — считает министр экономического развития и торговли Герман Греф. По мнению правительства, бороться с этим злом можно не иначе, как отменив систему льгот. А может, все-таки легче навести порядок, тем более что многие нарушения лежат просто на поверхности и видны, что называется, невооруженным глазом. Одним из типов злоупотреблений в сфере льготного лекарственного обеспечения, как считают аналитики, являются коррупционные конкурсы на поставку льготных лекарств. Указом президента РФ № 305 определено, что закупки лекарственных средств на сумму свыше 2500 МРОТ (сейчас 250000 рублей), совершаемые за счет регионального бюджета и бюджета регионального ФОМС, должны проводиться на открытых конкурсных торгах. В июне 2003 года Ярославская областная дума приняла закон согласно которому все закупки и поставки продукции для обеспечения бюджетных нужд области должны производиться на конкурсной основе. Суть закона понятна — чтобы свести бюджетные расходы к минимуму, исключить коррупцию, проводится конкурс, победителем в котором выбирается фирма, предлагающая меньшую цену и более выгодные условия. Так должно быть в идеале. Но вот, например, конкурсы на закупку лекарственных средств для нужд области, похоже, превращаются в фарс. Конкурсная комиссия по закупкам лекарственных средств для нужд области состоит из работников областного департамента здравоохранения и фармации под председательством замдиректора департамента Надежды Петровны Антиповой. В местном положении о конкурсах есть пункт, который гласит, что конкурсная комиссия на любом этапе и без объяснения причин конкурс может прервать и результаты его аннулировать. И этим правилом департамент очень часто пользуется. Например, в конце 2003 года проводился конкурс на закупку препарата омнипак (он используется для проведения рентгенографических исследований) для нужд лечебных учреждений области. В конкурсе тогда победила одна из местных фирм, но результаты его были аннулированы. Затем конкурс был проведен еще раз. Выиграла московская фирма «Никомед». Во второй раз фирма цены значительно снизила. Однако на деле получилось вот что. В конкурсной документации «Никомеда» была заявлена поставка препарата в расфасовке по 50 миллилитров по цене 5661 рубль за упаковку. Но в поставленной партии оказалось большое количество препарата в дозировке 100 мл и по цене 15989 рублей. Нетрудно подсчитать, что в результате цена оказалась выше заявленной почти в три раза. Кроме того, местные фирмы, получившие заказ на поставку препарата, всегда обязывали развозить его по всем муниципальным учреждениям области. А москвичам почему-то разрешили поступить проще. Вся партия препарата была сгружена в областном туберкулезном диспансере под присмотр главного рентгенолога области Игнатовича. А областные лечебные учреждения должны были позаботиться о самовывозе препарата — прислать машину, сопровождающего специалиста. Если сравнить результаты конкурсов на поставку лекарственных средств для медицинских учреждений области, то можно заметить, что по многим позициям выигрывает поставщик, который предлагает отнюдь не самые низкие цены. Например, капли актиферрин были закуплены по цене 67,89 рубля, хотя другой участник конкурса предлагал поставить тот же препарат по цене 52 рубля. Препарат амарил предлагался на конкурсе по цене 140 рублей, а департамент здравоохранения заключил контракт на поставку с фирмой, которая предложила тот же препарат по цене 164 рубля 98 копеек. По инсулину «инсуман» победил участник конкурса, предложивший цену поставки 1242,9 рубля, хотя были предложения дешевле — 1180 рублей. Таблетки ранитидин закупили по 11 рублей, хотя были предложения поставить их по цене 8,5 рубля, саламол закупили по цене 61 рубль, проигнорировав предложение по 52 рубля. Список можно продолжать и продолжать. А ведь за этими сухими цифрами люди — сотни и тысячи ветеранов и инвалидов, простаивающих в очередях около аптек в надежде получить свое лекарство. Понятно, что чем дороже закупается тот или иной препарат, тем меньшее его количество приобретается на выделенные бюджетные рубли и меньшему количеству льготников оно достанется. В конце октября прошлого года областной департамент здравоохранения впервые провел открытый конкурс на поставку вакцины. Из бюджета области было выделено 2,9 миллиона рублей на закупку препарата для прививки детей против гепатита В. В объявленном конкурсе было два участника — ярославское предприятие «Биофарм» и московская фирма ООО «Фармацевтические склады». «Биофарм» предложило поставить вакцину по цене 104,5 рубля за флакон, москвичи предложили более высокую цену — по 112,7 рубля за флакон. Однако победителем было объявлено второе предприятие. Чиновники обл-здрава объяснили свой выбор тем, что вакцина, предложенная москвичами, содержит меньшее количество консервантов. Однако в результате в область была поставлена вакцина с высоким количеством консервантов — более высоким, чем предлагал «Биофарм», и по дорогой цене. Кроме того, впоследствии выяснилось, что представленные на конкурс документы были не в порядке — по ним вообще невозможно было проследить, какая вакцина с каким содержанием консервантов будет поставлена. Спрашивается, куда же смотрела конкурсная комиссия и чем руководствовалась, отдавая заказ москвичам? Получается, что данный конкурс был проведен лишь для того, чтобы соблюсти формальности. Цена вопроса около трех миллионов рублей. Деньги совсем не малые и логично предположить, что за такой выгодный заказ фармацевтическая фирма оказалась готовой поступиться определенным процентом в пользу ответственных чиновников. Ведомственная газета «Фармацевтический вестник» в октябре прошлого года в статье «Игры с государством на деньги», анализируя конкурсы на закупку лекарственных средств, прошедшие в регионах страны, отмечала, что в числе постоянных нарушений, которые ущемляют права поставщиков, ведут к ограничению числа участников конкурсов, завышению цен на закупаемые лекарственные средства, — предварительные квалификационные отборы участников с различными дополнительными ограничениями. С этого года от всех фирм, желающих принять участие в конкурсе на поставку медикаментов для обеспечения граждан по бесплатным и льготным рецептам, Яроблздрав стал требовать предоставление доверенности производителей на участие в конкурсе. Чиновники ссылаются на рекомендации, выработанные Министерством экономического развития. Правда, при этом умалчивают, что эти рекомендации были разработаны для закупок за счет федерального бюджета, но никак за счет местного. И в самом деле, как местная фирма может получить доверенность от индийского, венгерского или, скажем, американского производителя? Только непосредственно обратившись к производителю или к его представителю. Однако представительства солидных фирм как отечественных, так и зарубежных, как правило, имеют несколько официальных распространителей и всех ходоков за доверенностями отсылают именно к ним. А наш облздрав отказывается принимать доверенность от первого посредника. Это требование наши чиновники объясняют заботой о качестве поставляемого лекарства. Но, как показывает практика, доверенность от производителя отнюдь не является гарантией качества. Стоит хотя бы вспомнить недавнюю историю с отравлением детей аскорбиновой кислотой в Нижегородской области. Именно на предприятии аскорбинку нечаянно смешали с сильным психотропным препаратом феназепамом, который и вызвал отравление у детей. Московская фармацевтическая фабрика имени Семашко недавно разослала своим контрагентам телеграммы с просьбой изъять из продажи всю партию глюкозы для внутримышечных инъекций. Вследствие заводского брака вместо глюкозы в ампулах оказалась… магнезия (?!) Надо учитывать и такой фактор — лекарственные препараты — это особый продукт, требующий соблюдения особых условий транспортировки и хранения. А наличие доверенности от производителя вовсе не гарантирует соблюдение всех этих норм — у производителя просто нет возможности да и заинтересованности их контролировать. И что интересно — в недавнем конкурсе, проведенном облздравом на закупку медицинской техники на сумму 4 миллиона рублей, почему-то приняли доверенность от посредников. Видно, надо было. Анализируя нарушения в сфере конкурсов на закупку лекарственных средств, «Фармацевтический вестник» приходит к выводу, что «на основании первичных подсчетов можно говорить о 15 — 20 процентах нерационально потраченных денежных средств, пошедших на увеличение стоимости закупленных препаратов. Складывается впечатление, что в большинстве своем конкурсы проводятся ради проведения конкурсов». Прокомментировать ситуацию мы попросили председателя постоянной комиссии по социальной политике государственной думы Ярославской области, директора государственного предприятия «Областная фармация» Веру Николаевну Никольскую. — Да, действительно, проблема рационального использования бюджетных средств при закупках для нужд области существует. Эта проблема в течение нескольких лет активно обсуждалась депутатами думы Ярославской области. В июне 2003 года был принят областной закон о проведении бюджетных закупок на конкурсной основе. Я думаю, государственная дума области, как только она осенью возобновит работу, должна обязательно проконтролировать выполнение принятого ею закона, подключив контрольно-счетную палату. Могу сказать, что подобных примеров можно приводить еще много. В этой проблеме можно выделить и другие стороны. Вы пишете о конкурсе на закупку препарата омнипак. И мы даже не рассматриваем факт того, что препарат из туберкулезной больницы, например, поступает в родильное отделение(?!). И какое право имеет главный рентгенолог принимать препараты, хранить их у себя, делить их между больницами, выписывать накладные? Это совершенно не входит в его должностные обязанности. Есть факт централизованного распреде- ления противогриппозных средств через психбольницу. Еще одна грань. Сегодня департамент здравоохранения проводит конкурсы на закупку дорогостоящего медицинского оборудования. Когда я, как председатель комиссии по социальной политике думы, запросила информацию о том, какое именно оборудование было поставлено, финансовую документацию, мне ничего не было предоставлено. Конкурсная комиссия департамента сообщает: мы провели конкурс, а дальше не наша песня. Получается, перечислив миллионы бюджетных рублей, областной департамент здравоохранения даже не потрудился проконтролировать, как деньги были использованы. Примерно такая же ситуация в управлении здравоохранения мэрии Ярославля. Уже несколько месяцев посылаем запросы с просьбой предоставить информацию о прошедшем конкурсе на закупку медоборудования. Начальник управления здравоохранения отвечает: это коммерческая тайна в соответствии со статьей двадцатой какого-то положения. Ну какая может быть коммерческая тайна относительно бюджетных денег? Сегодня даже не определено, где должны публиковаться сообщения о конкурсах. Например, объявление на конкурс по закупке вакцин было опубликовано в газете «Здоровье». Потому в конкурсе и было всего два участника, что многие просто не видели этого объявления. На интернет-сайте департамента здравоохранения публикуются сведения о победителях конкурса, но нет сведений, какую цену препарата они предложили. Невозможно получить информацию, как препараты распределяются по районам области, по какой цене поставляются и в каком количестве. Чиновники сидят на государственных деньгах и распоряжаются ими, как Бог на душу положит. В одном случае медикаменты могут купить так, в следующий раз уже совсем по-другому, в одном конкурсе одни условия, в другом — уже совсем другие. Недавно проходил конкурс на закупку противоязвенного препарата ранитидин. Чиновники департамента здравоохранения вскрыли конверты, подвели итоги… и после этого объявили, что передумали закупать этот препарат, поскольку он малоэффективный! Месяц назад он был эффективный. Когда подвели итоги конкурса, он вдруг оказался малоэффективным. Его никто не снял с производства за это время, не было никаких официальных сообщений Минздрава, госкомитета по фармации по этому препарату, его не исключили из стандартов лечения. Когда сталкиваешься с такими фактами на каждом шагу, то невольно возникает вопрос: если все делается честно и строго по законам, как уверяют наши чиновники, то почему же все так закрыто и тайно и почему столько непонятных нарушений и ляпов? И еще. Ни в одной конкурсной комиссии не присутствуют специалисты по качеству лекарств. Думаю, комментарии излишни.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям