Галагаев станет мамутом

В понедельник было подписано соглашение между руководством франко-испанской табачной компании «Альтадис» и руководством ЗАО «Балканская звезда» о приобретении 80,75 процента акций ярославской табачной фабрики. Пока речь идет о покупке крупных пакетов акций, находящихся в руках членов совета директоров предприятия (генеральный директор предприятия Владимир Галагаев владеет более 50 процентами акций ЗАО). В рамках сделки предложенная «Альтадис» цена за акцию распространится и на миноритарных акционеров — держателей оставшихся 19,25 процента акций «Балканской звезды».

Как сообщает агентство «Росбизнесконсал- тинг», общая стоимость покупки составит 182 млн. евро, но в зависимости от операционной прибыли «Балканской звезды» на момент подписания сделки сумма может быть увеличена примерно на 20 млн. По словам сопредседателей правления концерна «Альтадис» Жана-Доминика Комолли и Пабло Исла, благодаря этому приобретению концерн займет важное место на российском рынке, четвертом по размеру рынке сигарет в мире, и усилит свою позицию в Центральной и Восточной Европе. «Благодаря «Балканской звезде» концерн «Альтадис» получит доступ к значительной сбытовой сети, что сделает возможным дальнейший рост компании и ее ведущих брэндов». Информацию о приобретении ярославской фабрики «Балканская звезда» табачным концерном «Альтадис» подтвердил и помощник генерального директора «балканки» по связям с общественностью Сергей Караулов. По его словам, сделка еще не оформлена, а подробности соглашения будут прокомментированы руководством предприятия в конце недели. Собственно говоря, продажа «балканки» не стала неожиданностью. Активные переговоры о продаже фабрики начались еще в январе 2003 года. Посредниками, в частности, выступали чиновники из российского «Табакпрома». В конце 2000 года «Балканская звезда», до этого работавшая круглосуточно, вместе с табачными предприятиями российской большой тройки, сохранившими независимость от транснациональных табачных корпораций — «Донтабак» и «Невотабак», вынуждена была остановить производство по причине затоваривания. Тогда же дистрибьютеры, работавшие на рынках, выбросили в продажу огромные партии продукции этих предприятий по демпинговым ценам. Правда, из этой ситуации «БЗ» все же удалось выкарабкаться и в течение 2001 и 2002 годов продолжать значительно наращивать производство, но тем не менее проблемы остались. С 1 января 2003 года значительно повысились акцизы на табачную продукцию, что привело к повышению цен на сигареты нижней и средней ценовой ниши, в которой как раз и работает «Балканская звезда». Еще когда шли разговоры о повышении акцизов на табачную продукцию, директор «Балканской звезды» Владимир Галагаев официально заявлял, что это приведет к разорению отечественного производителя, а покупатель начнет покупать более дешевую контрафактную продукцию из стран ближнего зарубежья. Несомненно, что не потерявшие еще самостоятельность отечественные производители табака испытывали большой прессинг со стороны транснациональных табачных корпораций, которые последовательно и планомерно захватывали российский рынок. С одной стороны, это «Бритиш Америкэн Тобако», владеющие московской «Явой», табачной фабрикой в Самаре и др., с другой — американская «Филипп Моррис», британская «Галлахер», владеющая московской фабрикой «Дукат». Они плотно заняли нишу рынка со стоимостью продукции от 10 — 15 рублей и выше и вряд ли уже спокойно допустят туда конкурентов. А табачные фабрики вынуждены пробиваться именно в эту ценовую нишу, поскольку всемирная борьба с курением и за охрану здоровья вынуждает их переходить на продукцию более высокого качества, которая соответственно стоит дороже. Но этот переход требует вложения немалых денежных ресурсов, для этого недостаточно только технических возможностей, нужно еще несколько десятков миллионов долларов для повышения имиджа самого предприятия. В начале этого года на российском рынке остались лишь две табачные фабрики со стопроцентным российским капиталом — ярославская «Балканская звезда» и «Донской табак» в Ростове-на-Дону. Тогда же появилась информация, что на отечественный рынок стали активно рваться мировые табачные корпорации второго эшелона, в частности, «Альтадис». В мае руководство «Альтадис» заявляло о том, что рассматривает вариант покупки одной из табачных фабрик в России и что скорей склоняется именно к покупке «балканки», чьи позиции на рынке к этому моменту были лучше, чем у «Донского табака». Что в общем-то и произошло. НАША СПРАВКА Франко-испанская табачная корпорация «Альтадис» была образована в октябре 1999 г. в результате слияния двух европейских компаний — «Табакалера» и французской «Сеита». В настоящее время компания производит сигареты и сигары и занимается дистрибьюцией продукции других табачных производителей. По итогам 2003 года объем продаж «Альтадис» увеличился по сравнению с 2002 г. на 6,4 процента и составил 3,385 млрд. евро. Прибыль до налогообложения в 2003 г. составила 1,078 млрд. евро. При этом чистая прибыль в прошлом году существенно снизилась по сравнению с 2002 г. — на 32,6 процента до 293,2 млн. долл. Самые известные сигареты, производимые компанией, — это «Галуаз». По данным ассоциации табачных дистрибьютеров «Грандтабак», в 2003 г. всеми участниками российского рынка произведено 382 млрд. сигарет, из них 5 млрд. сигарет поставляется на экспорт. Между тем емкость рынка составляет только 320 — 330 млрд. сигарет. Объем российского рынка, контролируемого «Балканской звездой», составлял 8 процентов. P.S. После этой продажи Владимир Галагаев станет, пожалуй, владельцем крупнейшего личного состояния в Ярославской области — значительно больше 100 миллионов евро. Конечно, в ряду российских миллиардеров и мультимиллионеров он будет далеко не в первой десятке, но по своему состоянию вполне сопоставим, скажем, с известным московским банкиром и спонсором семьи Ельциных-Дьяченко-Юмашевых Александром Мамутом. И, конечно, возникает несколько вопросов: во-первых, как эта продажа отразится на судьбе почти полутора тысяч работников, занятых на «балканке», и, во-вторых, насколько изменятся, не уменьшатся ли после сделки выплаты в местные бюджеты со стороны предприятия?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям