Конкурс прошел, строить нельзя

В Рыбинске прошел конкурс проектов театрального здания, однако ни один из представленных проектов не пригоден к реализации, считает наш читатель из Рыбинска, искусствовед Евгений Балагуров и пытается обосновать свое мнение. За последние годы это вторая градостроительная неудача.

Еще недавно с шумной помпой внедрялась в исторический центр города пешеходная зона, которая была отвергнута самой жизнью. Появились неудобства, в том числе связанные с транспорт-ным обслуживанием. Многочисленные градостроительные проблемы города и существующее законодательство в области историко-культурного наследия подталкивают местную власть к разработке нового генплана на основе научных исследований. Однако власть предпочитает иной путь, постоянно наступая на грабли… Эти ошибки наносят ущерб историко-культурному наследию города и причиняют значительный материальный ущерб тощему бюджету округа. ТЕАТР И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Строительство театра необходимо рассматривать в контексте исторического центра и генерального плана города. Вряд ли необходимо менять историческое место строительства — Театральную площадь, а вот о более точном месторасположении необходимо подумать. Выбор улицы Герцена как одной из основных транспортных магистралей исторического центра с выходом на многочисленные кольца транспортной развязки вряд ли можно считать удачным. Сегодня от большегрузного транспорта содрогаются старинные особняки с ослабленными фундаментами, пожарная каланча… Движение большегрузного транспорта перед главным фасадом театра явно нежелательно. Трудно представить, например, большегрузные самосвалы на фоне Волковского театра в Ярославле или Большого театра в Москве. На старом плане Рыбинска можно увидеть, что транспортная магистраль из-за зачеремушного района (Ярославский тракт) шла по мосту через Черемуху, параллельно железнодорожному, и упиралась в здание мыркинских бань. Почему в свое время градостроители не ухватились за этот вариант создания транспортной развязки, непонятно. В данном случае большегрузный транспорт выводился за пределы исторического центра. В этом случае, конечно, пришлось бы жертвовать частью городского сквера (место танцевальной площадки), но здесь жертва оправдана: значительно разгрузились бы площадь перед театром и городской бульвар — излюбленное место отдыха горожан. АРХИТЕКТУРА ТЕАТРА Большинство авторов представленных проектов ухватились за объемно-планировочное решение театрального здания архитектора В. А. Шретера. Это кубический объем с полукружьем главного фасада. Но здесь необходимо было идти дальше, более подробно изучить шретеровский проект, реализация которого в Рыбинске была проведена с большим отступлением от задуманного, что потребовало от архитектора даже специальных объяснений в печати. Например, здание осталось неоштукатуренным. Если бы фасады театра были оштукатуренными, то театральное здание еще более органично вписалось бы в ампирную застройку исторического центра, а ордерные композиции в фасадах купеческих особняков нашли более развитое продолжение в фасадах театра. Театр задумывался как одно из высокохудожественных зданий Рыбинска и мог бы стать его украшением, если бы проект был реализован в полной мере. Все предложенные на нынешний конкурс проекты скорее напоминают производственные здания с геометрической сухостью фасадов — о синтезе искусств нет и речи! Театр необходимо строить с учетом окружающей исторической среды. Но сегодня нет четкой и продуманной концепции использования исторического центра. Если все будет сноситься, то можно реализовывать любой проект без оглядки на местные условия. Если историческая среда будет сохранена (это требование существующего законодательства в области историко-культурного наследия), то за нас всех лучше подумал в свое время архитектор В. А. Шретер, выигравший довольно престижный конкурс среди петербургских архитекторов. Реализация шретеровского проекта — это восстановление исторической справедливости. Она должна, несомненно, вестись на современной строительной основе, включая нынешние реалии. Например, с учетом театральных традиций Рыбинска в здании театра обязательно должен размещаться музей. Каким будет здание театра в Рыбинске, пока неясно (нынешний конкурс, к сожалению, не дал желаемого результата), однако очевидно одно — это должно быть одно из самых высокохудожественных зданий современного Рыбинска.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page