Ездим не по дорогам, ездим не по правилам

Дорогу от Ярославля до Костромы по числу погибших в автомобильных авариях можно назвать дорогой смерти. За последние три года интенсивность движения на этой трассе возросла в три раза: автомобильный поток увеличился с трех с половиной тысяч до десяти тысяч единиц транспорта в сутки. А число погибших — почти в шесть раз.

Мы ездим не по правилам, мы ездим не по дорогам — любят пошутить о себе российские автолюбители. Но в этой шутке только небольшая доля юмора, а все остальное — правда. Дороги наши не выдерживают никакой критики. Но если в городе узость дороги, не позволяющая разъехаться более чем двум автомобилям, колдобины и ямы, отсутствие разметки и разделительной полосы приводят к разбитым машинам, то за городом — к оборвавшимся жизням и разбитым судьбам. Трасса Ярославль — Кострома входит в трассу Москва — Холмогоры и имеет официальное название «Автодорога Холмогоры с подъездом к городу Костроме». На автомобильном атласе имеет обозначение, как и вся холмогорская автодорога, М8. В народе ее называют проще — Костромское шоссе. Последняя жуткая автокатастрофа, когда столкнулись грузовик ЗИЛ с 20-тонным прицепом и пассажирский автобус, на Костромском шоссе произошла 8 сентября. О той катастрофе уже много написано. Из 50 пассажиров, ехавших в автобусе Некрасовское — Ярославль, 30 обратились за медицинской помощью. Пятеро были в тяжелом состоянии. Водитель автобуса умер по дороге в больницу в «скорой помощи». Уже тогда многие пассажиры автобуса, которым часто приходится преодолевать расстояние от поселка Некрасовское до областного центра, сказали, что к авариям почти привыкли: такая, мол, здесь опасная дорога. Вот только самые громкие аварии последних полутора лет на этой дороге. 6 июня 2003 года около 12 часов дня в районе поселка Туношна разбивается 25-летняя Мария Антипова, жена известного хоккеиста Владимира Антипова. Он и их 11-месячная дочь остаются живы. Причина трагедии: столкновение на встречной полосе. 9 мая 2003 года в 22 часа 30 минут опять около Туношны столкновение: Юрий Стародубцев, будучи в сильно нетрезвом состоянии, влетает в машину «Ока», в которой ехала семья Корнюхиных — муж, жена и 11-месячная дочка. Вся семья погибла на месте. Все знают, что Костромское шоссе очень опасно для жизни: и пассажиры, и водители, и руководство ГИБДД, и специалисты из администраций Ярославской и Костромской областей. Все знают, но почему-то ничего не предпринимают для того, чтобы сделать эту оживленную дорогу безопасной или хотя бы менее опасной. Как сказал заместитель начальника отдела дорожной инспекции и организации движения Ярославской ГИБДД Евгений Белугин, дорога находится в ведении управления автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород, а само управление находится в подмосковном Ногинске. Высокая степень аварийности костромской трассы признана официально на всех уровнях. Дело в том, что по интенсивности движения дорога имеет вторую категорию, а в реальности по дорожным условиям соответствует лишь третьей категории. Нет разделительной разметки, всего по одной полосе дорожного полотна в одну и в другую стороны, очень много мостов, которые сужают дорогу, и еще больше пересечений дороги на одном уровне. То есть к костромской трассе прилегает множество проселочных дорог из разных деревень, и по этим дорогам непрерывно выезжают и машины, и тракторы, и прочая тяжелая техника. Дорога проектировалась и строилась в 60-е годы, и тогда считалась передовой. Ее преимуществом и достоинством было то, что она проходила мимо населенных пунктов. Сегодня это играет обратную роль. Немало аварий происходит либо с участием тракторов, либо по их вине. Когда трактор из одного колхоза в другой перевозит сено и двигается со скоростью 40 километров в час, у любого водителя возникает явное желание его обогнать. На этой дороге скорость разрешена 90 километров в час, на самом же деле современные машины мчатся по этой трассе со скоростью не менее 120 километров в час. Нередко иномарки буквально влетают в эти тракторы, не спеша выезжающие на трассу с проселочной дороги. Причиной ДТП чаще всего становится элементарное неумение водителя просчитать ситуацию и скорость при обгоне. Саму дорогу прямой не назовешь, скорее извилистой, и потому многим водителям кажется, что они успеют по встречной полосе обогнать медленно едущую машину, или тот же трактор, или рейсовый автобус с пассажирами. Но не успевают. Потому что из-за поворота вылетает встречная машина. Большую опасность таят в себе и мосты: они не позволяют уйти от удара со встречной машиной, если только в заграждение моста и в воду, что тоже чревато трагическими последствиями. Конечно, вдоль дороги и перед каждым мостом развешано много дорожных знаков, предупреждающих об опасности, о допустимой скорости 40 километров час. Но кто же по нашим дорогам ездит по правилам? За содержание самого полотна отвечает ФГУ ДЭП 27, находящееся в Костроме. Качество дороги тоже вызывает очень много нареканий. Как сказал Евгений Белугин, по содержанию этой дороги костромичам было выдано 14 предписаний, составлено 9 протоколов, которые направлены в суд. Однако, несмотря на протоколы и предписания, аварии на Костромском шоссе совершаются с завидным постоянством. Будет ли дорога расширяться, сейчас этого сказать никто не может. Хотя все понимают, что давно пора. В 2001 и 2002 годах на костромской трассе произошло по 15 ДТП, погибших — 4 и 3 человека, раненых — 9 и 19 соответственно. В 2003 и 2004 годах произошло по 29 ДТП, в прошлом году погибших было 17, в этом уже 9 человек. Ранено в прошлом году на той дороге было 43 человека, в этом уже 37. Самое ужасное, что аварии происходят почти на одном и том же месте — это 14-й, 15-й, 16-й и 17-й километры трассы. 16-й километр — это деревня Воробино, там ежегодно случается по три аварии. 17-й километр — это Туношна. По три ДТП происходит и на 35 — 36-м километрах трассы — это Малые Соли. Минимум по два ДТП в год происходит на 3-м, 4-м, 6-м и 8-м километрах трассы. Народная мудрость гласит: знать бы где споткнешься, соломки бы подстелил. Точно знаем, что споткнуться можем, но все равно ничего не боимся, соломки не подстилаем. Может быть, на этих километрах на высоком пьедестале поставить искореженные машины, чтобы один их вид заставлял водителей сбрасывать скорость и не нарушать правила обгона? Сентябрьское столкновение грузовика с автобусом случилось на 31-м километре трассы, что еще раз подтверждает, что в принципе вся костромская дорога опасна. Потому что очень узкая. Хотя, по предварительным данным, виной стала не только узкая дорога, но и проливной дождь. ЗИЛ имел груженый 20-тонный прицеп, который мотало из стороны в сторону, попытка выровнять машину, видимо, не удавалась из-за так называемой водной подушки. Машину вынесло на встречную полосу, по которой и двигался автобус с пассажирами. Ширина дороги не более семи метров, а в некоторых участках наверняка уже. И легковым-то машинам не всегда удается разъехаться, а тут ЗИЛ с автобусом! Есть у нас в области еще опасные участки трассы Москва — Холмогоры. В районе Переславля. Там, говорят, народу полегло больше, чем на войне. Одна из самых громких автокатастроф, унесшая жизни сразу четверых ярославцев, случилась 15 января на 131-м километре холмогорской трассы. Это около села Глебовского Переславского района. Тогда погибли директор департамента экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества администрации Ярославской области Ирина Абросимова, ее заместитель Игорь Туляков, ее зять и водитель машины. «Волга» администрации Ярославской области столкнулась с эвакуатором «Хундай», который в условиях плохой видимости выехал на встречную полосу. Но, как говорят сотрудники ГИБДД, обгонять на горках может только камикадзе. Есть очень опасные участки и на других дорогах области, например вологодской. Да и на относительно безопасных трассах случаются аварии. Причина может быть в излишней уверенности водителей либо в недостаточной их внимательности. Как говорит заместитель начальника ГИБДД Андрей Сироткин, в любой аварии всегда виноват либо водитель, либо пешеход. То есть человек, а дорога — фактор сопутствующий. Водитель в соответствии с правилами дорожного движения обязан выбирать тот скоростной режим, который оптимален для данной дороги в данном месте. И конечно, строго следовать дорожным знакам, которые, увы, чаще всего российскими водителями игнорируются. Особенно знаки о допустимой скорости на том или ином участке дороги. Ярославцев потрясла авария, случившаяся 1 сентября недалеко от Чебоксар, в которой погибли генеральный директор ОАО «Холодмаш» Сергей Конуркин и технический директор предприятия Вячеслав Дербенцев. До сих пор высказываются разные версии. И по одной из них, близкой к истине, новенькая, сверхнадежная «Тойота» с ярославскими номерами мчалась на высокой скорости и влетела в стоявшую на полосе движения неисправную машину. Так прямо и вошла в нее. И все-таки качество дороги напрямую влияет на аварийность. Участок той же холмогорской трассы от Ярославля до Шалаева в народе называют новой московской дорогой: разделительный газон, по две полосы в обоих направлениях и цивилизованная, покрытая дорожным полотном обочина за специальной полосой, где могут встать сломавшиеся машины. Самое главное пересечение дорог находится на разных уровнях, выше или ниже основной трассы. Автобанов у нас, конечно, нет, но этот участок дороги как раз и может претендовать на автомагистраль, где официально разрешается скорость до 120 километров в час. Правда, еще большой вопрос, присвоят ли этой дороге статус автобана. И хотя официально скорость разрешена до 90 километров, на самом деле иномарки там несутся со скоростью 130 — 150 километров в час. И тем не менее аварийность на этом новом участке холмогорской трассы значительно ниже, чем на всех прочих дорогах области.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям