Доктор живаго режет по-живому

В Ярославской области начались съемки 12-серийного телефильма «Доктор Живаго». В главных ролях — популярнейшие актеры театра и кино Олег Меньшиков, Кирилл Пирогов и Чулпан Хаматова.

НЕРВНО КУРИЛ И БУБНИЛ ТЕКСТ В СВОЙ стартовый съемочный день в картине «Доктор Живаго» Олег Меньшиков много курил, сильно волновался и не общался с прессой. Походная палатка, наспех сколоченный из досок операционный стол, раненый боец, лежащий в бессознательном состоянии и хирург Юрий Живаго, отрезающий бедняге окровавленную ногу, — таким был один из первых эпизодов фильма, в котором снялся Меньшиков. К месту работы столичной киногруппы — на лесную поляну близ деревеньки Красный Бор в Тутаевском районе — Меньшиков прибыл 5 октября около одиннадцати утра. И сразу помчался в автофургончик, оборудованный специально для артистов, ожидающих начала съемок. Причем постарался сделать это как можно незаметнее, чтобы, не дай Бог, не засекли журналисты и зеваки. — Олега Евгеньевича сегодня лучше не тревожить. У актера дебют, и он очень волнуется, — вежливо пояснила Олеся, ассистентка Меньшикова. И действительно, звезда, снимавшийся у таких столпов российского кино, как Никита Михалков и Михаил Козаков, волновался так, будто впервые попал на киношную площадку. В течение полутора часов Олег периодически выходил из фургончика, нервно курил, задумчиво смотрел в небо и рьяно бубнил текст. А потом вдруг заперся в машине часа на два с половиной и не допускал до себя даже людей из киногруппы. — Это ему сейчас грим накладывают — очень кропотливая и ответственная работа. На одни только усики уйдет не менее получаса, — прокомментировала артистическое поведение ассистентка. По словам Олеси, Меньшиков будто родился для роли Юрия Живаго. Никто другой, наверное, не смог бы так талантливо и органично вникнуть в нюансы пастернаковской философии. Ведь чтобы сыграть Живаго, нужен тот тип интеллигента, который был в советском кинематографе. Артист с большими внутренними амбициями, рассматривающий свою профессию как человеческую миссию. Такими, к примеру, были Иннокентий Смоктуновский и Олег Даль. Таков и Меньшиков с его аристократической внешностью и ненаигранной интеллигентностью. Поэтому, оценив фактуру и характер Олега, после первой же кинопробы его без промедления утвердили на роль. Чему артист несказанно обрадовался и пообещал, что выложится на двести процентов и сможет совмещать работу в театре Моссовета с киносъемками. Что ж, поживем — увидим… Гонорар-то у Олега Евгеньевича, говорят, нехилый. По слухам, за один съемочный день звезда получает около десяти-одиннадцати тысяч долларов. Заверив, что спустя несколько дней Меньшиков перестанет мандражировать и все же найдет часок-другой для прессы, его ассистентка повела нас на съемочную площадку. КРОВЯНКА ДЛЯ БОЙЦА — Вам здесь должно понравиться. Художники и декораторы настолько достоверно воссоздали военно-полевой лазарет времен первой мировой войны, что невольно забываешь, в каком веке живешь. Актеры, увидев такое великолепие, пришли в неописуемый восторг, — зазывала Олеся. И не слукавила! На большой поляне действительно развернулся настоящий госпиталь. Квадратные брезентовые палатки с белыми флагами и красными крестами на крышах, холщовые носилки с ранеными, железные тазы с алыми «послеоперационными» бинтами и «кровью» бойцов, врачи в белых фартуках, медсестры в косынках того же цвета… От этого красно-белого антуража рябило в глазах и выворачивало кишки. Еще дурнее становилось, когда режиссер картины Александр Прошкин, известный зрителям как автор фильмов «Холодное лето пятьдесят третьего», «Михайло Ломоносов» и «Русский бунт», просил художника по костюмам добавить в кадр «побольше кровянки». Кровянкой киношники называли некую жидкость в пузыречке, окрашенную в ярко-красный цвет. Сей мерзостью, смотреть на которую без приступа тошноты было просто невозможно, окропили несколько физиономий из массовки, изображавших по сценарию изувеченных войной солдат. А чуть позже, когда на площадку в костюме военного врача вышел Живаго-Меньшиков, кровянку опрокинули и на его белоснежный медицинский фартук. Чтоб никто не сомневался: хирург только что резал больного и еще не успел переодеться. Шестого же октября, когда по сценарию Живаго должны были ранить, кровянка буквально лилась рекой. Замутило впечатлительного журналиста и от вида искалеченных бойцов. Гримеры и тут не поскупились: размалевали мужицкие лица так, что взглянуть страшно! Кому синяки под глазами нарисовали, кому весь фейс замазали черной краской, типа обуглился от взрыва. А некоторым, уж очень «тяжелораненым», наляпали на лицо куски кожи — специальный бинт, окрашенный смесью тонального крема все с той же кровянкой. Кстати, в массовых сценах фильма «Доктор Живаго» профессиональных артистов почти не занимают. Раненых солдат на съемках в Красном Бору в основном изображали десяти- и одиннадцатиклассники тутаевской средней школы. А чтобы бойцы в кадре не выглядели толстыми и неуклюжими, для съемок отбирали только самых рослых и стройных мальчишек. Привлекли к созданию фильма и настоящих бойцов — ветеранов афганской и чеченской войн. К примеру, ветерану первой чеченской кампании, кавалеру ордена Мужества Алексею Шаталову, выпала честь сниматься в эпизоде с самим Меньшиковым. По сценарию герой Шаталова — один из русских солдат, тяжело ранен в бою и попадает на операцию к хирургу Живаго. После небольшого медицинского обследования — пальпации изувеченной конечности и постановки диагноза — врач отрезает рядовому ногу. Хотя… что там отрезать! На самом деле одной нижней конечности Шаталов лишился во время чеченской войны, когда подорвался на вражеской мине вместе с двумя солдатами. И на съемочную площадку Алексей приковылял на протезе. Так что в фильме парень фактически изображал самого себя — инвалида, пострадавшего ради спокойствия и благополучия Родины… Даже животные — лошади и собаки — на киносъемочной площадке сполна хлебнули военного горя. Натуралистические сцены с запряженными в повозки и покалеченными в боях жеребцами поражали не меньше человеческих. А когда добродушный пес по имени Зурик якобы с голодухи впивался зубами в только что отрезанную на операции ногу, даже у самых стойких мужчин из массовки на глаза наворачивались слезы. Так было жалко бедную собачку! Правда, отвращение и жалость сменялись всеобщей веселухой. Не читавший сценария Зурик никак не мог понять, что от него требуется, и вовсе не хотел грызть пластмассовый муляж. Поэтому, к радости хозяина, собачку прикармливали большими кусками сырой говядины. Сожрав под хохот киногруппы мясо, Зурик смилостивился-таки, завилял хвостиком и позволил заснять себя в нескольких дублях. ПРОВИНЦИЯ ДЕШЕВЛЕ Помимо Красного Бора съемки «Доктора Живаго» будут проходить в Тутаеве, Ярославле и под Костромой. Почему? По словам Александра Прошкина, только в провинции можно откопать удивительные и живописные местечки, не испохабленные цивилизацией и человеческим фактором. К тому же нынешняя Москва совершенно не подходит для отражения эпохи, описанной Борисом Пастернаком. В соответствии с романом действие картины происходит на протяжении 25 лет, с 1905-го по 1930-е годы. А сегодняшняя столица настолько деформирована постсоветской жизнью, что найти в ней частичку довоенной эпохи прошлого века почти невозможно. Поэтому киногруппа разъезжает по таким городам, как Ярославль, где улицы дышат историей, а пригород девственно чист. Правда, злые языки поговаривают, что киношники зачастили в нашу область, потому что съемки здесь обходятся дешевле столичных. Одно дело арендовать павильон на «Мосфильме», другое — выехать в лесок под Ярославлем. Там платишь в баксах, тут, можно сказать, задаром. К тому же и местное население встречает аж с распростертыми объятиями. Потому как кинозвезды мирового и общероссийского уровня для глубинки — в кайф. Вон в недавно снятом у нас «Сергее Есенине» массовка работала за сто — двести рублей в день. В тридцатиградусную жару и под палящим солнцем! Но, между прочим, никто даже не жаловался. Не то что изнеженные москвичи, которые, по слухам, потребовали за пару часов на площадке чуть ли не по тысяче долларов. Плюс кондиционер, горячие обеды, биотуалеты и душевые кабинки. Наши же обошлись кустиками и привезенной в бутылках питьевой водой. Ну да это все лирика. На деле же работа над «Доктором Живаго» продлится примерно до начала ноября. По предварительным прогнозам, готовый фильм выйдет на телеэкраны не ранее лета или осени 2005 года. А пока… «Мотор! Камера! Начали!»

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям