Вывел эвридику из подземного царства

В художественном музее прошла третья по счету юбилейная выставка московского художника Вячеслава Павлова «Мир и образы». Вячеслав Иванович Павлов -признанный мастер станковой графики и офорта. По количеству произведений — более 1000 офортов и 12 тысяч рисунков — он чуть было не обогнал знаменитого французского графика Жана Коло.

Вячеслав Павлов окончил Строгановское училище по отделению монументальной живописи. Работал в студии Игнатия Новинского, которую позже и возглавил. В то время, будучи глубоко верующим, он увлекался иконописью, писал фрески. Но скоро понял, что в индустриальном, блочном строительстве этот вид искусства смотрится убого, и переключился на графику. Сама выставка необычна по своей композиции, в ней нарушена хронология. В залах встречаются работы 1960 и 2000-х годов. В миры и образы Вячеслава Павлова можно погружаться бесконечно, растворяться в них и молитвенно молчать. Художника притягивают древние цивилизации: Греция, Рим, Египет с их богами, героями, мифами. Он исследует их с дотошностью ученого. Но, как художник, он имеет право на фантазию и поэтому свободно перемещается в пространстве и времени, причудливо соединяя языческих и христианских персонажей разных эпох. Действие чаще всего разворачивается в пустыне. По знойным пескам неспешно передвигаются святые отшельники. Завораживает легкое движение призрачных тел воинов, свободно парящих над землей. Из рисунка в рисунок кочуют кентавры, страшные грифоны, обнаженные грациозные женские тела. Холодные, недоступные боги и бесплотные ангелы наделяются человеческими страстями: тут тебе и усталый, крикливый Моисей, и нежный Осирис, и обидчивая Изида. Они вступают друг с другом в споры, разыгрывая неожиданные и подчас смешные спектакли. Самая ранняя серия офортов «Рыцари» создана по впечатлениям далекого детства. Рыцари добрые и совсем не кровавые. В поздних литографиях 2001 — 2003 годов «Явление Наполеона в России» Павлов по-своему осмысливает Отечественную войну 1812 года. Художник превращает боевые схватки в театрализованное действо, населяя картину странными персонажами-аллегориями, мало похожими на героев войны. К примеру, двуглавые орлы в солдатских шинелях — это русские солдаты. А великий Наполеон, обреченный на гибель в русских снегах, вызывает острую жалость. Еще одна серия — «Моисей и египетские боги» — навеяна поездкой в Египет и напоминает композиции из загробных египетских папирусов. Самой жизненной можно признать серию рисунков, гуашей и офортов, созданных во время путешествия в древние восточные города Самарканд и Бухару. Тогда художника увлекли таджички и узбечки, носящие на голове разнообразные предметы хозяйственного назначения. Осанистые, величавые, они напоминали ему римских статуй. Но любимым жанром Павлова, обладающего, к слову, замечательным чувством юмора, остаются исторические иронии. Такова серия листов, заголовком которой служит известная поговорка полководца Суворова «Тяжело в учении — легко в бою». Абсолютно голые гренадеры разыгрывают парад-балет, совершают построения, показывают штыковые приемы. На них только намеки на амуницию да длинные ружья. Картина заставляет смеяться до колик. В экспозиции также представлено и шесть гобеленов, созданных московской художницей Аллой Шмаковой по произведениям Вячеслава Павлова в редко используемой сегодня технике гладкого ткачества. Как пошутил Вячеслав Иванович: «На старости лет меня догнало мое монументальное прошлое». Вообще, можно сказать, что живописцы такого высокого уровня — довольно редкие гости в художественном музее, поэтому открытие выставки казалось очень торжественным. На нем присутствовали ученики и старые друзья художника, те, что знали его еще смешливым мальчиком в коротких штанишках и бабочке. Все они в один голос утверждали, что Вячеслав Иванович ничуть не изменился. Было много символичных подарков, при виде которых интеллигентное профессорское лицо художника сияло счастьем. В том числе горшок с виноградом, напоминающий античный сосуд с цитатой «от Павлова».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям