Кладбищенские жертвы перемен

Церковь Всемилостивого Спаса в деревне Рыбницы Некрасовского района убого возвышается пустыми глазницами и дырявыми куполами над народом. При церкви кладбище, перенасыщенное могилами, крест на кресте. Никакого порядка.

Река Волга, церковь и кладбище отделены от деревни высоким земельным валом, защитным сооружением от полноводья, в простонародье называемым дамбой. Как могли православные отделить церковь от людей, не понятно. В хорошую погоду, получше присмотревшись, можно недалеко от берега в глубокой реке увидеть сломанные кресты и оградки чугунные. Никто еще не смог разгадать загадку: кто кресты выламывает с могилок и сбрасывает в воду? МОГИЛА НА БРАТСКОЙ МОГИЛЕ 29 августа этого года в Спасов день родственники захороненной на кладбище Антонины Патушиной, в девичестве Багровой, пришли на кладбище. Хотелось прибрать листья. Пришли и ахнули: чугунная оградка была вырвана с мясом, крест обломлен. Оградка и часть креста исчезли, будто их и не было. Вандализм на кладбище — самый страшный грех, отпетые нехристи только могут это совершить. Но дочки Патушиной сразу решили, что это сотворили не какие-нибудь неведомые силы, а самый реальный человек — отец Владимир. Женщины написали заявление в милицию, где назвали также конкретное лицо, виновное в совершении вандализма. Написали и жалобу в местную администрацию Боровского сельского округа. Началось разбирательство. Причина грешить на отца Владимира была. Однажды женщины убирали могилку. Подошел отец Владимир и стал сыпать проклятия на несчастные головы дочерей Антонины Патушиной. Пугал страшным отмщением, требовал убрать захоронение. В 2002 году, когда умерла старушка и по всем христианским законам надо было ее хоронить через три дня, родственники пытались найти отца Владимира, но его не было в Рыбницах. Он как раз уезжал к своей семье в Подмосковье. Не зная, куда еще обратиться насчет места на кладбище, покойницу похоронили рядом с могилками мужа и брата. Вместе родственникам не только в жизни легче, но и в смерти, видимо, тоже. Так и стояли подряд три могилки однофамильцев. Ничего в этом плохого нет. Плохое в другом. Захоронение это оказалось прямо на братской могиле. 30 ЛЕТ НА ЗАХОРОНЕНИЕ В июне 1919 года прокатился по Ярославской области белогвардейский мятеж. Поддержали его и лучшие люди Некрасовской волости, интеллигенты и мастеровые сел Бор, Тимохино, Рыбницы, деревень Гузыцино, Басова, Липовец, Овсянники, Свечкино. Арестовали аж 24 человека. 21 июня всех расстреляли красноармейцы. Овдовевшие жены, матери с ревом похоронили всех в одной могиле на церковном кладбище. И только в 2002 году на братской могиле была поставлена плита, где все перечислены поименно. Земляной холмик виден и сейчас. Почти век прошел. А по законам через 30 лет можно делать захоронение на месте предыдущего. И уже на братской могиле, в самой середке, была захоронена неизвестная старушка, виден ажурный крест. А сбоку от этого креста и похоронена Антонина Патушина. Не считают люди, что нарушили какие-то каноны, законы. Осквернили чью-либо память. Памятная плита о расстрелянных есть. Положенные тридцать лет прошли. Все законно. Зачем же так жестоко наказывать, выдирать оградку, ломать крест. Вывозить куда-то? У кого руки поднялись могилку разрушить? Ведь это тоже память, живых людей, родственников умершей. Сотрудники Некрасовского РОВД дело о вандализме на кладбище деревни Рыбницы расследовали тщательно. Но не нашли доказательств, что злодеяние совершил отец Владимир. Свидетелей не было, оградку и сломанный крест не нашли. Тем не менее дочери Патушиной стоят на своем: это дело рук отца Владимира. Потому что без его разрешения сделали захоронение. Но ведь не было батюшки в деревне в это время. Что оставалось делать? Милиционеры дело прекратили. А из администрации Боровского сельского округа пришел официальный ответ: мол, на отца Владимира наложены меры административного взыскания. И так как кладбище старое и в настоящее время закрыто, то необходимо восстановить ограждение его территории и ввести должность смотрителя, который как раз и будет заниматься всеми новыми захоронениями. Давать разрешения. Наводить порядок. Хорошее дело, но денег пока на смотрителя и на ограждение не нашли. Потому все по-старому. Только вопиют надписи у входа в церковь: кладбище закрыто, осторожно, сверху падают кирпичи. И еще одна надпись: насчет могил звонить в администрацию и благочинному отцу Михаилу в Красный Профинтерн. Вот вся и власть, живым и мертвым. ПОСТАВИЛИ КРЕСТ К приехавшим журналистам деревенские жители отнеслись радушно. Заместитель главы администрации Боровского сельского округа Юрий Львович Багров показал кладбище и разоренную могилку, на которой возвышался новый черный крест. Это так отреагировал на жалобы дочерей похороненной и отпетой Антонины Патушиной благочинный отец Михаил из Красного Профинтерна. На деньги ярославской патриархии был сделан на судостроительном заводе крест и установлен на могилке. Люди говорят: если поставили священники крест, значит, признали вину отца Владимира. А отец Владимир оказался самым настоящим, русским священником, который в полуразрушенной церкви добросовестно служит. И все праздники, все службы здесь проходят. Сведущие люди утверждают, что таких служб они не видели и в Москве. И это несмотря на то, что через дырявые купола течет вода и отцу Владимиру приходится часто менять ведра, когда идет дождь. И холодно в церкви. Отец Владимир не только священнослужитель, но и мастер на все руки. Ремонтирует как может церковь. Но нужны здесь большие деньги. А спонсоров нет. В 1994 году, когда церковь только стала восстанавливаться, большую сумму дал небезызвестный Павел Борисович Пушков, у которого родители были родом из Рыбниц. Потом еще находились несколько спонсоров. А сейчас их нет. Уникальная церковь тем временем разрушается дальше. Отец Владимир в вере велик, в службе, а так он — обычный человек. И может мало. Корреспондентам отец Владимир горячо, болея всем сердцем, рассказал, что братская могила — это святое место. Там лежат кости мучеников, которых в пору канонизировать. И беда тем, кто хоронит на братской могиле. И стал отец Владимир снова и снова посылать проклятия на головы родственников похороненной. Еще резко сказал, что не виновен, вандализмом не занимался и свидетелей тому нет. А кто сделал? Возможно, правнуки мучеников. Они живы и восстанавливают по крупицам исторические материалы белогвардейского мятежа. Ведь расстреляли лучших из лучших, и кто — мужичье красное, лапотники. Были бы они живы, мученики, может, и церковь бы сохранили. НЕ СУДИТЕ… Вот такая сложная и запутанная история произошла в тихой красивой деревне Рыбницы на берегу реки Волги. Виновных нет. Все оказались жертвами перемен, смутного времени, когда изменилось многое, а порядка нет. И готовы дочери Антонины Патушиной простить отца Владимира, тем более что крест поставили священники. И забыть. Хотя боль и обида в глубине души еще живет. Они — за порядок на кладбище и за должность настоятеля. Покойные, похороненные на кладбище при православном храме, должны быть православными. Это не подвергается сомнению. А так, рассказывают жители Рыбниц, хоронили раньше здесь и без разрешения отца Владимира всех, даже сектантов и некрещенных. Одно захоронение есть — поп-расстрига отпевал умершего. Порядок ли это? Православные деревни Рыбницы возмущены беспорядком, они всей душой на стороне отца Владимира. История с разрушенным крестом весьма характерна для нашего времени. Может, когда-нибудь сегодняшних священников, которые надрываются на восстановлении церквей и оставляют здоровье в холодных полуразрушенных деревенских храмах, тоже канонизируют. А пока святые отцы наводят порядки и на кладбищах при храмах. Как умеют и как могут…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям