Молчание москвы

С 2005 года система финансирования российской медицины должна претерпеть существенные изменения. Согласно новому федеральному законопроекту «Об обязательном медицинском страховании» финансирование всех медицинских учреждений — больниц, поликлиник, диспансеров — будет осуществляться не напрямую, как это сейчас делается, через местные и областные бюджеты, а через страховые компании. В Ярославской области лицензирование на этот вид деятельности прошли четыре компании.

В настоящее время медицинские учреждения в России большую часть денежных средств — около 65 про- центов — получают из бюджетов всех уровней, около 25 процентов — из средств, собираемых в виде единого социального налога, оставшиеся 10 процентов выплачиваются за неработающее население. Новый год не за горами, но и по сей день для медиков, которые растревожены разговорами и толками на тему, что день грядущий им готовит, очень много неясного. По крайней мере, никаких циркулярных писем, распоряжений и инструкций из Москвы, где бы четко прописывался весь механизм действия и были указаны конкретные цифры, не поступало. Одно неоспоримо: с нового года наша медицина начнет жить по-новому, и реформа обязательного медицинского страхования — ключевая в социальной сфере — будет-таки введена в действие. Многострадальный законопроект «Об обязательном медицинском страховании», трудились над которым не один год, эксперты тем не менее оценивают как сырой и недостаточно проработанный. Однако власти считают, что тянуть с его принятием больше нельзя. Именно в нем должен быть прописан механизм работы страховых компаний по обеспечению населения льготными лекарствами. Через страховые компании будут проходить все бюджетные деньги, выделяемые на эти цели. Без принятия этого закона в следующем году льготники не смогут получить самую важную часть социального пакета. Помимо изменения системы финансирования медучреждений другое существенное отличие нового законопроекта касается управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Вместо территориальных фондов, находящихся под опекой субъектов Федерации, в регионах будут, по всей видимости, созданы отделения или филиалы федерального фонда. Курировать их действия станет федеральный фонд ОМС, правление которого будет находиться в Москве. Столица будет назначать руководителей в регионы. Кроме того, будет урезан и бюджет самих ФОМСов. Причина кроется в новом налоговом законодательстве, согласно которому со следующего года ставка единого социального налога, отвечающего за пополняемость ФОМСа, снизится с 3,4 до 2 процентов. Все эти грядущие перемены обсуждались на последнем заседании правления Ярославского терфонда обязательного медстрахования. Но дальше разговоров дело пока не пошло. Причина — молчание Москвы. По словам и. о. исполнительного директора ФОМСа Сергея Желткевича, как только придут конкретные указания из столицы, правление вынуждено будет собираться вновь, чтобы принять решения на местном уровне. По словам члена правления Владимира Молодкина, сейчас еще очень много неясного, все зиждется на одних предположениях. Не определен источник финансирования медицинских учреждений, будут ли деньги для них направляться через страховые компании или через фонд обязательного страхования, сможет ли последний взять на себя эту функцию. Вертикаль управления в системе обязательного медицинского страхования должна измениться, но опять же все это пока на уровне прогнозов, а более конкретные выводы зависят от инструктивных документов свыше. Другой член правления Ярославского терфонда ОМС, главврач клинической больницы N 1 Юрий Матвеев, обеспокоен тем, что снижение ставки единого социального налога, по подсчетам финансовых экспертов, повлечет за собой снижение финансирования медицинских учреждений по тарифам — на 18 процентов. Поскольку статью расходов на оплату коммунальных и хозяйственных нужд урезать невозможно, остается только сокращать расходы на питание и лечебное обеспечение больных, чего бы медикам, конечно, очень не хотелось. Или же на 18 процентов уменьшить объем оказываемых медицинских услуг. По словам Юрия Николаевича, о том, как будут работать больницы и поликлиники с 1 января, федеральные власти пока ничего не говорят. Поэтому неизвестно, как врачи и медсестры будут получать зарплату, удастся ли ее втиснуть в новые тарифы в полном объеме. До нынешних пор, когда львиная часть денежных средств поступала напрямую из бюджета, чувствовалось, что город и область стараются сделать все возможное, чтобы поддержать медиков. Вроде обещают сохранить все региональные надбавки и в будущем, но как будет дальше и что ждать от новой системы финансирования, никто сегодня толком не знает. Как сказал Юрий Матвеев, вся Россия сейчас ждет Москву, а Михаил Зурабов не знает, что делать, поскольку он не медик, а бывший владелец крупной страховой компании. Впервые в истории страны, со времен Семашко, медицинскую реформу проводит не специалист от медицины. Главный врач инфекционной больницы N 1 Андрей Шошин считает, что нет ничего плохого в определенной централизации финансирования, когда надо ходить не в три инстанции, а только в одну. Тем не менее исходя из опыта Ярославля муниципалитет и мэр делали все возможное, чтобы поддержать городское здравоохранение и, если нужно, брали кредиты в банках, но зарплату медикам выплачивали. Сумеет ли ФОМС выдерживать такую же позицию?.. Страховые компании всегда предъявляют более строгие требования к лечебным учреждениям, чем последние к первым. От страховых фирм поступает немало нареканий медикам, но не было ни одного случая, когда бы больница выставила счет за несвоевременность проплат за оказанные услуги. И если структура ОМС не будет жестко контролировать ситуацию, то медиков некому будет защитить, а это может привести к сокращению коечного фонда и оттоку кадров.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям