У тарифов новый заскок

На носу новый федеральный стандарт по 100-процентной оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства. И в кабинетах высоких и не очень идет гигантская и, можно сказать, виртуозная работа по совмещению малосовместимого: с одной стороны, больнющий удар по нашим кошелькам в виде повышения в 2005 году тарифов на свет, тепло, газ, прочие блага цивилизации, а с другой — попытка защитить малоимущее население с помощью жилищных субсидий.

Любопытно здесь и сравнение с другими регионами. Население, к примеру, Хакасии тоже платит восемьдесят процентов от стоимости услуг ЖКХ, Томска — девяносто, Омска — семьдесят, Нижнего Новгорода — девяносто. Но эти же девяносто остаются у нижегородцев и на 2005 год! Об этом распорядился их губернатор Геннадий Ходырев. Во-первых, сколько мы платили в году уходящем? Как известно, житель Ярославля оплачивал девяносто процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. В реальности же эта цифра была сведена до восьмидесяти, так как остальное — то есть разницу в десять процентов — доплачивал городской бюджет. А например, по Угличу можно привести такие цифры: жители города оплачивали 57 процентов стоимости услуг, а остальное доплачивал местный бюджет. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ДУЭТ Как сильно повлияет на квартплату изменение тарифов? Для этого обратимся к структуре платежей населения, допустим, в Ярославле. Львиная доля приходится на свет, горячую воду и отопление. В цифрах соответственно: 11,7 процента, 19,4 и 23,2, а вместе — почти шестьдесят процентов. Для сравнения: содержание и ремонт жилья — 18,7 процента летом и 23 — зимой. Словом, не новость: квартплата наша в значительной степени зависит от стоимости электрической энергии, тепла и топлива. Еще одно подтверждение этому — сезонные повышения платежей из-за включения отопления, повышения температурных параметров. Если в октябре мы оплачиваем половину зимнего максимума, или полной зимней нормы, то в ноябре, когда набирает силу дуэт в исполнении платежей за горячую воду и отопление, мы раскошеливаемся уже на полную катушку. И это не в обиду «Ярэнерго» будет сказано, так как обогревают нас и дают горячую воду не только они. Есть еще муниципальное предприятие «Яргортеплоэнерго» и совместное «Альтаир» — газовики с мэрией. Это предприятие дает тепло в Брагино. Их тарифы соответственно: 555, 312 и 679 рублей за гигакалорию. Разница есть… Последняя высокая цифра объясняется необходимостью компенсировать стоимость голубого топлива. Какой заскок случится у тарифов на энергию и топливо в 2005 году? К сожалению, у нас такие вещи долго не предают огласке. Это что-то вроде секрета полишинеля — чтобы не волновать общественное мнение аппетитами государственных монополий. Дескать, все равно население узнает об этом росте, когда получит новые квитанции о квартплате. В департаменте топлива и энергетики Ярославской области посоветовали потерпеть до 20 числа — тогда из Федеральной службы по тарифам (ФСТ) спустят так называемые федеральные факторы, то бишь новые цены. Ведь 28 декабря депутаты Ярославской областной думы будут принимать бюджет. Но в ряде других регионов бюджет уже принят. Почему? Отвечают: там взяли за основу прогнозный рост тарифов на энергию, тепло, газ… Займемся и мы прогнозами. Вот прогнозные цифры, полученные из вполне достоверных источников. К примеру, взять тариф на электроэнергию для населения Ярославской области на 2005 год. Вилка средней стоимости киловатта для населения — от 1 рубля 8 копеек до 1 рубля 19 копеек. Вырисовывается, по нашим сведениям, и оптимальный, возможно окончательный, вариант: 1 рубль 10 копеек для городского населения. А для сельского и горожан с электроплитами — 77 копеек. Рост, соответственно, 16 и 7 процентов. ПРЕВРАТНОСТИ ПЕРЕТОКА Бог пока милует: сохраняется перекрестное субсидирование. Это такая система, при которой часть расходов населения по оплате электроэнергии ложится на промышленные предприятия. Но и эта система навряд ли продержится до запланированного срока — 2007 года. Потому что ее уже начинают разрушать явочным порядком снизу. Пример — скандал в Нижнем Новгороде. Группа руководителей семнадцати предприятий решила покупать энергию на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощностей (ФОРЭМ). Так выходит дешевле. Без посредников в виде ОАО «Нижновэнерго». А их не пускают. Кто будет население субсидировать? Переложить бремя на остальные предприятия? И нашим энергетикам приходится закупать энергию на Федеральном оптовом рынке. Ярославская область испытывает дефицит энергии в 50 процентов. А рядом Рыбинская и Угличская ГЭС. И себе-стоимость киловатта там — 3,6 копейки. Нелепо? Такая же ситуация и в других городах по Волге. Кострома закупает энергию даже на Курской АЭС. Хотя под боком своя Костромская ГРЭС в Волгореченске. Только теперь она принадлежит естественной монополии — РАО «ЕЭС». А Кострома получает энергию по перетоку — окольными путями. И тариф становится кругленьким и пухленьким. МИЛЛЕР ЖЕЛАЕТ ПО МАКСИМУМУ По тарифам на природный газ для промышленности и населения до сих пор ждем-с повышения от 23 до 25 процентов. Злые языки утверждают, все зависит от главы «Газпрома» Миллера: сумеет ли он убедить Путина в повышении по максимуму? Стало известно, в Ярославле ожидается крупное местное повышение тарифов на воду — 63 процента. Нужно это, чтобы окупить западные банковские кредиты на строительство очистных сооружений в Ярославле. На 33,3 процента повышаются тарифы на уголь. Правда, они два года уже не пересматривались. А на дрова — три года. Поэтому и повышение на 36,8 процента. Правда, значительную часть расходов возьмут на себя местные бюджеты. То есть за уголь, к слову, население будет платить где-то лишь четвертую часть розничной цены. То же самое и за дрова. КАК ОСИЛИТЬ КВАРТПЛАТУ Вернемся к исходному пункту — нынешней ситуации с квартплатой. Еще летом сего года в Ярославле рассчитывали: тарифы за ноябрь 2004-го увеличатся на 16 процентов по сравнению с ноябрем 2003 года. Стопроцентная плата за двухкомнатную квартиру, таким образом, 1252 рубля. Город скашивает десять процентов — берет их на свой счет. И тем не менее 1007 оставшихся рублей — сумма немалая… И это сейчас, до повышения тарифов. Общие прогнозные цифры такие: стоимость обслуживания квадратного метра жилья составит 27,20 рубля за квадратный метр. По сравнению с 2004 годом рост — более 20 процентов. В такой ситуации перед властями встает вопрос: как защитить малоимущее население в грядущем году? И мы задаем себе вопрос: куда деваться от такой квартплаты, например, работнику библиотеки с его полуторатысячной зарплатой? Или пенсионеру? И куда им деваться после Нового года, когда она поднимется вслед за новыми тарифами? Палочка-выручалочка тут как тут — жилищные субсидии. Условия известные. По России, если семья за квартиру платит более 22 процентов совокупного дохода, положена субсидия. Для ярославцев граница более благоприятная — не 22 процента, а 14. Разницу в восемь процентов доплачивает городская казна. На 1 сентября нынешнего года — 17350 ярославцев-субсидиантов. А в 2001 году их было почти 35 тысяч. В департаменте городского хозяйства считают: зарплаты теперь повыше, пенсии увеличились — поменьше стало людей, имеющих право на субсидии. Что ждет нас в 2005 году? В октябре была информация: городская планка определения — малоимущая семья или нет — останется прежней. На субсидию по-прежнему будут иметь право семьи, если в общем доходе семьи кварт-плата превышает 14 процентов. А не 22, как рекомендовано для Ярославской области из Москвы. Ярославлю это должно обойтись где-то в 30 миллионов рублей. Информация была сугубо предварительная и, возможно, слишком оптимистичная. Так как еще не знали, как высоко прыгнут тарифы. И как дорого они обойдутся для бюджета. В муниципальных образованиях это еще большая тайна. Там ждут, когда решатся вопросы межбюджетных отношений. Другая перемена: к декабрю 2005 года жилищные субсидии в России должны будут выплачиваться на персонифицированные счета малоимущих граждан через отделы соцзащиты населения. Мы в Ярославской области пойдем немного другим путем. Об этом вкратце сказали в областном департаменте ЖКХ. А что и как — ни-ни. Скорее всего, там тщательно просчитывается каждый шаг — ведь бредем на ощупь, как евреи в Синайской пустыне. Только вот Моисея нет. КУДА ПОЙДУТ ДЕНЬГИ СО СЧЕТОВ Удалось выяснить следующее. В каких-то муниципальных образованиях области переход на персонифицированные счета откладывают на неопределенное время. Ведется подготовительная работа. А где-то, как в Угличе, целый год готовились, и с 1 января планируется обкатка механизма. Служба субсидий передается органам соцзащиты, и с марта начнется переход. Правда, есть сомнение: семьям с низким доходом на открытые адресные счета будут перечислять средства. А на квартплату ли они их потратят? Любопытны итоги эксперимента по начислению жилищных субсидий, который проводили в девятнадцати областях России в 2004 году. Субсидии для социально незащищенных граждан переводили не на счета предприятий ЖКХ, а на специально по такому случаю открытые счета граждан. Оказывается, в основном люди использовали эти средства по назначению — платили за квартиру! Дело идет к упрощению процедуры получения субсидий. Это, считают, позволит увеличить число их получателей. Субсидии, льготы — все это огромные деньги. Тем более в условиях, когда бюджеты многих регионов будут дефицитными по причине перераспределения расходных полномочий регионов и централизации налогов в федеральном бюджете. То есть, говоря проще, финансирование проф-образования, монетизацию льгот возложили на регионы, а налоги забрали в Москву…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page